Мастер-чудак строит в ростовской деревне необычные инсталляции, на которые приезжают посмотреть туристы со всей России. АиФ.ru встретился с Игорем Срибным, клоуном по профессии, и узнал, как он стал дизайнером-самоучкой.
Туристы часто заезжают в сельский эко-парк «Излучина» (хутор Самбуров) под Ростовом-на-Дону. засматриваются на необычные инсталляции-композиции, выкладывают в соцсети, обсуждают. Кто-то в оживших стволах деревьев видит космических пришельцев, другие находят сказочных героев или говорят, что попали в индейскую прерию.
И никто не догадывается, что автор этих причудливых великанов вовсе не художник, а... клоун.
Игорь Срибный всю жизнь работал клоуном-мимом, он и сейчас занимается с детьми в театральной студии города Белая Калитва (Ростовская область). Но главный свой талант 63-летний мужчина раскрыл, когда уже вышел на пенсию. В сельском парке он изобретает и строит из природного материала архитектурные формы и композиции. Из поваленного бурей дерева вырос жираф, из 100-летних каменных жерновов и корыт получился ростовский Стоунхендж.
«Дизайнером или художником меня сложно назвать, скорее, я мастер, вторая ступенька от рабочего, — говорит Срибный. — В своих работах я отталкиваюсь от того, что дала природа, на что намекает, а я чуть-чуть добавляю. В этом и есть мой стиль, концепция».
Руководитель «Излучины» Геннадий Пискунов признается АиФ.ru, что долго искал такого мастера-чудака. Он просмотрел дюжину кандидатов на роль архитектора-художника, но никто из дипломированных специалистов не подошел.
«Один дизайнер солдата вырубил и хвалится — цену загибает, а я ведь соображаю в искусстве, много стран посетил, — рассказывает бизнесмен. — А Игорь Григорьевич работает творчески и за троих! Привез ему корягу и говорю — дальше сам думай! Смотрю — сказочный образ родился. А нашел я Срибного на блошином рынке в Ростове-на-Дону».
Клоун и «коряшки»
«Всю жизнь из коряг мастерю, это мое хобби, — объясняет мастер. — Помню, учился в пятом классе, и в городе меняли подземные трубы. Возле дома разрыли канаву, там я нашел корешок от дерева. Всем говорил, что это русалка, люди приглядывались и восхищались — точно, русалка! Работал клоуном, а в свободное время искал природный материал в лесопосадках и делал из них фигурки, подставки для цветов, всякие забавные композиции».
После школы он поехал учиться в Киев на художника-дизайнера, но так вышло, что поступил в цирковое училище и стал клоуном. В составе Херсонской филармонии мужчина колесил с гастролями, побывал во многих уголках страны, даже в Тюмени, на Сахалине и Дальнем Востоке.
Но тяга к корягам осталась на всю жизнь. Когда было трудно с деньгами — у жителя Белой Калитвы трое детей, — он продавал свои изделия в Москве на Арбате, в Киеве на Майдане. «Коряшки» хорошо покупали иностранные туристы. В последние годы мастер торговал в Ростове-на-Дону, где в парке Горького раз в неделю работает антикварная ярмарка.
Знакомство
День знакомства с бизнесменом мужчина хорошо помнит. Сначала подошла пенсионерка. «Вы знаете, я бывший медик, купить это не могу, но так красиво! Спасибо вам!» — сказала женщина.
Предприниматель Геннадий Пискунов, не торгуясь, купил сразу три изделия (они и сейчас у него дома), смотрел долго, а после сказал:
«Знаешь что, у меня крупная свиноферма, но мне надоело заниматься свиньями, я передал свой бизнес сыновьям. Сейчас парк строю для людей. Пойдем ко мне работать!»
Экс-животновод и мастер-чудак дружат уже два года. Артист из Белой Калитвы приезжает в хутор работать на выходных. От маленьких проектов он перешел к крупным формам.
«Работаю воспитателем в классе дополнительного образования уже 20 лет, веду театральные уроки в группе детей от 2,5 лет до 10. Ребята знают, чем я занимаюсь в свободное время, показываю им примеры, чтобы пробудить их фантазию», — говорит Игорь Срибный.
Бусы из цепи трактора
Игорь Срибный проводит экскурсию по территории парка. Раньше здесь была свалка, а теперь зеленая зона отдыха, слышен двигатель экскаватора — машина чистит русло речки.
Подходим к «землянкам» — так назвали строящиеся номера гостиниц на этой стороне.
«Здесь изображена цивилизация в образе шестерни, шатунов пилорамы и механизма часов. На противоположной стороне — каменный век. Так времена вместе и соединились, как и дорожки здесь, — рассказывает он. — Вон то колесо кованое, видите? Ему лет 150. Обратите внимание: на ободе удары от молота кузнеца!»
В этой инсталляции времени особое внимание привлекает воинственный Чингисхан (похож на камикадзе). И индейская женщина с особыми украшениями — бусы из цепи трактора, а сережки из шестеренок комбайна.
Материалы для творчества сначала сами находили, где могли, а теперь жители со всей округи предлагают раритеты.
Как-то мастера пригласили в старую заброшенную деревенскую пекарню. Там три чана стояли в пыли (в них когда-то мешали тесто).
«Я сразу увидел в них колокола, понял, что они должны быть над головами! Так получились красивейшие люстры в банкетном зале! В гипермаркетах вы таких люстр не найдете», — говорит мастер.
Тут что ни вещь, то история. Меня привлекла ржавая борона, вросшая кольями в дерево.
«Борона попала под трактор, согнулась, и тракторист в сердцах выбросил ее в лесополосу, а орудие для обработки почвы попало остряками в молоденький дуб и с годами вросло в дерево. Вот такая композиция получилась великолепная — человека и природы, так мы и срастаемся. Я сам бы не придумал такой образ», — говорит Срибный.
«В номерах какие-то необычные раковины каменные — камень-то откуда?» — спрашиваю я.
Артист довольно улыбается:
«Этой раковине 100 лет — была когда-то поилка для животных».
Мужчина резюмирует: «Я понимаю, что моя клоунская натура иногда выдает глупые шутки, но я не боюсь ошибиться в своей работе. Я ведь остаюсь клоуном, а им многое позволительно».