Осенью 2019 года одной из активно обсуждаемых в Европе тем неожиданно стал... каннибализм. Причем рассматривается он не как пугающий пережиток древних времен, а как будущее человечества.
«Как есть человеческую плоть?»
Старт дискуссии дал шведский ученый Магнус Содерлунд. 56-летний профессор Стокгольмской школы экономики, специализирующийся на маркетинге, является автором таких работ, как «Довольный клиент» и «Эксперименты с людьми». Содерлунд, обеспокоенный проблемами экологии и ресурсной базы, посчитал, что потребность людей в питании можно удовлетворять за счет других людей: уже умерших.
Как сообщает The New York Post, Содерлунд стал главным героем дискуссии «Можете ли вы представить себе, как есть человеческую плоть?», состоявшейся в рамках научного симпозиума Gastro в Стокгольме.
По мнению ученого, продовольственная проблема, стоящая перед человечеством, могла бы быть частично решена в случае отказа от существующих в обществе табу.
«Я чувствую некоторую нерешительность, но не выгляжу чрезмерно консервативным... Я должен сказать... Я был бы готов хотя бы попробовать это», — заявил Содерлунд.
Выступая на шведском телевидении, профессор напомнил, что сельскохозяйственная деятельность человека, в первую очередь животноводство, приводит к неблагоприятным климатическим изменения за счет образования больших объемов парниковых газов.
Но если от животноводства придется отказаться, то единственным способом компенсировать недостаток продуктов станет поедание умерших людей.
Главной проблемой на сегодняшний день Содерлунд считает то, что данная тема в обществе считается запретной. Но профессор убежден: ради будущего нужно готовиться к ликвидации существующих стереотипов.
Опрос шведского телевидения показал, что на данный момент к подобного рода экспериментам готовы не более 8% жителей страны.
Елена Малышева против
Шокирующие идеи Содерлунда сегодня обсуждают далеко за пределами Швеции. Соведущий телепрограммы «Жить здорово!» Андрей Продеус в интервью порталу URA.RU заявил, что чисто с биологической точки зрения людей вполне можно есть: «Если отвлечься от этических и моральных норм, то человеческое мясо ничем не будет отличаться по составу от любого другого...» Главное, что должно беспокоить, — это правильное приготовление: «Если то существо, которое ты собираешься съесть, чем-то заражено, у тебя повышены шансы заболеть этим. По той же логике от плохо термически обработанной курицы можно заразиться сальмонеллезом».
В то же время о возможном внедрении каннибализма в жизнь он отозвался крайне негативно: «Это маразм какой-то. Он больной человек, этот шведский ученый. Любое проявление каннибализма — это аморально»
Главное лицо программы «Жить здорово!» Елена Малышева также не согласилась с Содерлундом.
«Мое мнение очень простое: когда люди едят людей — это каннибализм. В человеческом сообществе наложено табу на поедание друг друга, поэтому любое переступание запретной черты чревато, — заявила врач телеканалу „360“, — Трупы умерших людей токсичны и опасны для жизни. Каннибализм — это преступление. И преступлением он должен и остаться».
Каннибализм ритуальный и вынужденный
По мнению историков, каннибализм как способ удовлетворения потребности в пище использовался на заре человеческой истории, однако очень быстро исчез в силу наличия других источников питания.
Гораздо дольше существовал так называемый ритуальный каннибализм. Например, у различных народов Океании считалось, что при поедании тела врага к «гурману» переходят лучшие качества съеденного: мужество, меткость и т. д. Более того, путем поедания трупов убитых решался вопрос «захоронения» жертв конфликтов.
В других культурах ели престарелых родственников — дедушек, бабушек — с полного согласия жертв. Считалось, что таким образом в потомках сохраняются души родственников.
Вспышки каннибализма фиксировались в условиях массового голода и войны. Историк Казимир Валишевский утверждал, что осажденные в 1612 году в Москве поляки питались человечиной: «Они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. Это факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которые не мог выдумать... Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами».
Экспериментаторы в области питания человечиной обнаруживались и в XX веке. В 1931 году американский журналист Уильям Сибрук купил у студента-медика из Сорбонны кусок тела здорового человека, погибшего от несчастного случая, приготовил и съел его.
«По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как, например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, своим цветом, фактурой, запахом и вкусом укрепил мою уверенность в том, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом», — писал он о впечатлениях.
В Саудовской Аравии мужьям разрешили есть жен. Но только в крайних случаях
В 2011 году ведущий голландского телешоу «Подопытные кролики» Деннис Сторм и Валерио Зено съели по кусочку мяса друг друга. Предварительно хирурги отрезали у Сторма небольшой кусок с ягодиц, а у Зено — с живота.
Мясо пожарили, после чего экспериментаторы употребили его в пищу. Сторм и Зено не нашли в «деликатесе» «ничего особенного».
В 2015 году главный муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз Али Шейх заявил, что мужья имеют право есть своих жен в случае угрозы голодной смерти.
«Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его... Женщина должна отнестись к этому решению супруга с преданностью и смирением», — приводит слова муфтия издание Mirror.
Пока трудно поверить в то, что идеи шведского ученого могут стать реальностью. Зато, кажется, стало ясно, почему на самом деле аборигены съели Кука. Боролись за экологию и против парниковых газов.