Игорь и Дмитрий Бухманы вместе со своими однокурсниками придумали и создали компанию с нуля, ещё будучи студентами.
Оба будущих миллиардера окончили школу в Вологде. Одноклассница (а затем — и однокурсница) Дмитрия Бухмана Анна Сипина вспоминает, что подружились они уже в выпускном классе: «Класс у нас был большой, мы особо и не общались. А потом, когда пошли на курсы подготовки к централизованному тестированию по русскому языку, разговорились. Дима оказался очень приятным собеседником, много читал, был вежливым, отзывчивым, мне очень нравилось с ним сидеть за одной партой. Еще в школе он был просто супер в программировании, выиграл олимпиаду. Потом мы поступили на отделение прикладной математики на физмате. Вместе сидели года два, наверное. Если Дима за что-то брался серьезно, то всегда в этом разбирался досконально».
Про отделение прикладной математики вологодского педуниверститета, где учились братья Бухманы, до сих пор ходят легенды. Туда поступали самые талантливые ребята, у которых в то время не было материальной возможности учиться в столичных городах. Группы каждый год набирались не больше 30 человек. Чтобы поступить, нужно было получить на вступительных экзаменах минимум две пятерки: за устный и письменный экзамены по математике. В университете шутили, что на отделении у «приматов» (так студенты называли свое отделение) учатся только «гении и полугении».
Преподаватель физико-математического факультета Галина Шилова специально для «АиФ» подняла «Ябедник» — журнал, куда заносила сведения об успеваемости всех студентов:
«Высокую оценку у нас заслужить всегда было сложно, отличников были единицы, но оба учились очень хорошо, — рассказывает Галина Николаевна. — На первых курсах для тех, кто поступил, мы всегда проводим срезовую контрольную: так вот, из 29 человек в группе только один студент написал ее на „5“. И это был не Игорь! Но Игорь был в числе четверых студентов, которые справились с заданием на „4“. Это очень высокий результат».
Его младший брат Дима, по рассказам преподавателей вуза, учился еще лучше: на первом курсе за первый семестр он получил три пятерки. У Игоря в дипломе квалификация преподавателя физики и математики, специальность Дмитрия, который учился чуть позже, — «математик, системный программист».
Преподаватель вуза Сергей Свердлов тоже прекрасно помнит обоих студентов:
«Ребята были очень хорошие, увлеченные выбранным делом. Два дружных парня. Помню, Игорь часто рассказывал о брате на занятиях, о том, что он в школе делает, что придумал для своих программ. Когда пришел к нам учиться, уже многое умел».
Дима еще в школе был победителем олимпиад, одно время его готовили в олимпиадную команду области, ездил в Рыбинск на отборочный этап всемирной олимпиады по программированию, но он уже тогда решил, чем будет заниматься дальше: он склонялся к работе программиста, а не к решению задач.
«Тогда, в начале 2000-х, мы обсуждали с ребятами на занятиях, как продавать программы через интернет, какие для этого есть возможности, — вспоминает преподаватель. — Видимо, какие то идеи насчет того, как заработать, у ребят как раз тогда и появились».
Сергей Свердлов шутит, что у его студентов теперь есть мотивация хорошо учиться: «Я, прочитав все статьи, которые сейчас про Бухманов выходят, так им и сказал: „Будете учиться хорошо, тоже станете миллиардерами. Я же вам те же знания даю, так же учу, как и их учил“».
Первую игру ребята написали, еще учась в университете. Дипломная работа Дмитрия была посвящена созданию игры, аналогичной популярному «Тетрису». И разошлась она весьма неплохо. В месяц игроки приносили ребятам доход примерно в 100 долларов. Тогда Бухманы и решили, что нужно создать больше игр, чтобы заработать. В бизнесе предприимчивых братьев тогда участвовали чуть ли не все одногруппники. По словам Анны Сипиной, на третьем курсе, когда уже появился Playrix, Дмитрий стал пропускать занятия: был очень загружен. К концу университета являлся только на зачеты и экзамены, но сдавал все хорошо. При этом сами они не были фанатами игр, им нравилось их создавать, как говорит Сергей Свердлов.
Сколько заработали?
«У нас треть группы тогда у него в Playrix работала, но к нему все относились не как к начальнику, а как к товарищу», — вспоминает одногруппница.
Компания выпустила такие игры, как Homescapes, Gardenscapes, Fishdom и Township, в которые играют 30 млн человек по всему миру, а продажи составляют $1,2 млрд. долларов США в год. По данным издания The Bell, больше всего игры компании Playrix любят в Америке, Японии и Китае. Причем реклама в играх составляет не больше 3% от выручки, к тому же сами игры доступны для бесплатного скачивания. Основные доходы складываются из внутренних покупок игроков. В августе 2017 года Playrix заняла первое место по суммарным доходам и обогнала финскую Rovio с ее популярной игрой Angry Birds.
Головной офис компании расположен в столице Ирландии Дублине: там сейчас работают многие вологжане. Но есть и вологодский офис: собственное многоэтажное здание недалеко от вокзала. Впрочем, многие работники компании не ходят в офис, а выполняют свои задачи по «удаленке». Большинство сотрудников компании — выходцы из России, Украины и других стран СНГ.
Несмотря на то, что братья Бухманы сейчас живут в другом городе и даже в другой стране, о родном вузе не забывают. Playrix ежегодно является спонсором призов для победителей межвузовской олимпиады по программированию, на которую приезжают студенты из Архангельска, Москвы, Ярославля.
«Была ситуация, когда тяжело заболела моя подруга Галина Шилова. На операцию нужна была крупная сумма денег, которую пытались собрать всем городом. Я тогда обратилась к ребятам, они помогли», — вспоминает Анна Сипина.
Мама Светлана Бухман работала специалистом кадровой службы на ВПЗ, — Вологодском подшипниковом заводе — крупном машиностроительном предприятии города и региона. Сейчас она на пенсии и, по словам знакомых семьи, практически постоянно живет в Израиле.
Впрочем, не все верят, что такое состояние можно заработать честно. Те, кто пытался пройти собеседование для работы в компании, рассказывают, что им для начала предлагают пройти тестовое задание: написать часть программы, придумать дизайн игры бесплатно. Многие не хотят отдавать плоды своего интеллектуального труда, думая, что их работу специально не примут, а потом она будет задействована в дальнейших разработках.
У компании, строящей свой бизнес по образцу крупнейших цифровых разработчиков, довольно существенная текучка кадров, что заметно в небольшом провинциальном городе, где все работающие в сфере IT люди друг друга знают.
Сложно получить и какую-то официальную информацию о Playrix: представители игровых разработчиков обычно ссылаются на то, что у них другие цели, и не идут на общение с прессой. Всем же работникам запрещено рассказывать что-то о происходящем здесь за пределами офиса.