За последние несколько месяцев по всей стране прокатилась волна селфи с трагическим концом. В погоне за «лайками» в социальных сетях подростки калечат себя или гибнут. Так, в Москве молодая девушка случайно выстрелила себе в голову из пистолета, с которым хотела сфотографироваться. В Подмосковье школьник для удачного селфи залез на бетонные блоки и схватился руками за оголённые провода. В разных городах России дети пострадали, пытаясь сфотографироваться с гадюкой, принимая змею за ужа. В Хакасии подросток упал с горы в пропасть, а в Петербурге ребёнок забрался на гнилые ступени пожарной лестницы дома и сорвался с большой высоты. Неравнодушные активисты из Северной столицы решили остановить череду бессмысленных смертей. Они предложили ввести в школы новую дисциплину — уроки безопасного селфи. С большой вероятностью такой предмет появится в школах уже с начала нового учебного года.
Стремление к «лайкам» заканчивается трагично
Когда в СМИ начали появляться многочисленные описания травмирования и гибели подростков во время экстремального селфи, члены петербургского общественного движения «За безопасность» забили тревогу. Активисты придумали, как обезопасить детей от бессмысленного риска и предложили Министерству образования РФ ввести в школах новых предмет — уроки безопасного селфи.
«Именно подростки, пытаясь добиться экстремального снимка, набрать много «лайков» в соцсетях и самоутвердиться среди своего окружения, идут на неоправданные риски, — отмечает глава движения Дмитрий Курдесов. — Мы смотрим в корень этой проблемы. Дети получают информацию только с одной стороны — со стороны интернета и социальных сетей. Мы хотим объяснить подросткам, что такое хорошо и что такое плохо. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что школа как образовательное учреждение должна давать более узконаправленную информацию нашим детям. В Министерство образования мы обратились с предложением, чтобы с 1 сентября в рамках предмета ОБЖ ввести уроки безопасного селфи».
Уроки помогут справиться с зависимостью
Министерство образования одобрило инициативу общественников и согласилось внедрить новую дисциплину в школьную программу. Предполагается, что уроки безопасного селфи будут проходить для учеников 4–9 классов как минимум дважды в месяц, а в идеале — раз в неделю. По статистике, до 4-го класса ребёнок не подвергается зависимости от социальных сетей, а уже с 10-летнего возраста ему становится важно, как он выглядит в обществе, что о нём думают другие, и ищет одобрения в интернете и комментариях под выложенными фотографиями.
Сейчас рассматриваются две формы занятий — в рамках школьного урока ОБЖ или же факультативно, чтобы уроки безопасного селфи смогли посещать не только дети, но и их родители. «Бывает так, что родитель не может объяснить своему ребёнку, что можно делать, а что нельзя, — подчёркивает Курдесов. — Надо задавать родителям правильное направление по воспитанию чувства безопасности у ребёнка. Но семья — ячейка общества, и мы не можем зайти в каждый дом и объяснить простые истины. У нас есть социально значимый объект — школа, где дети получают знания. Поэтому мы должны работать именно в этом направлении. Треугольник «школа – ребёнок – семья» должен быть эффективным».
Урок от профессионалов
Урок безопасного селфи, как и остальные предметы, будет длиться 45 минут. Вести дисциплину будут не школьные учителя, а профессиональные психологи, фотографы и полицейские. Психологи объяснят детям, чем грозит виртуальная зависимость от социальных сетей. Фотографы расскажут, что для большого количества «лайков» совсем не обязательно быть в экстремальной ситуации: можно получить гораздо больше отметок «мне нравится», сделав красивый кадр на фоне пейзажа — достаточно лишь снять с нужного ракурса. Полицейские же приведут конкретные примеры, как селфи в экстремальных условиях повлекли за собой трагические последствия для их несостоявшихся авторов и окружающих людей.
«Если простой учитель будет говорить ребёнку всё то же самое, ученик просто не будет прислушиваться к словам педагога, — считает Дмитрий Курдесов. — Дело в том, что за годы обучения школьник «притирается» к учителю, и его степень доверия к преподавателю немного снижена. Когда эти же истины школьникам будут объяснять посторонние люди, профессионалы своего дела, ученики будут слушать гораздо внимательней и доверять их опыту». По мнению главы общественного движения, уроки безопасного селфи не мешало бы преподавать и некоторым взрослым, но это будет бесполезным занятием. Как правило, взрослый человек — сформировавшаяся личность, он скептически отнесётся к советам других людей и сможет учиться лишь на собственном горьком опыте. Дети же впитывают информацию, как губка.
«Мы на правильном пути»
За лето члены общественного движения планируют разработать подробную программу уроков безопасного селфи. Эта база, которую предварительно оценят специалисты из Министерства образования, и будет преподаваться ученикам. Таким образом, уроки безопасного селфи могут появиться в петербургских школах уже с 1 сентября. Если дисциплина будет эффективной, со временем её введут и в остальных городах России. «Конечно, эффективность нельзя будет оценить за один день, — горит Курдесов. — Если мы через год, через два или же через пять лет увидим, что за год не произошло ни одного трагического случая, связанного с подростковым селфи, мы поймём, что спасли много жизней! Значит, мы на правильном пути».