Что за полетная инструкция, разработанная для Гагарина?
Полетная инструкция для Юрия Гагарина, или, как указывается в документе, инструкция космонавту по эксплуатации и управлению космическим кораблем «Восток-3А», хранится в Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) и до этого не была представлена широкой общественности. В честь шестидесятилетия со дня первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года) «Газета.Ru» опубликовала этот исторический документ.
Инструкция для Гагарина поделена на десять блоков: подготовка космонавта и оборудования на земле, осмотр кабины корабля и посадка в кабину, проверка оборудования в кабине, действия космонавта после закрытия люка № 1, действия космонавта на участке выведения, полет по орбите, действия космонавта на участке спуска, действия космонавта после катапультирования, действия космонавта после приземления и особые случаи полета.
Что должен был делать Гагарин согласно этой инструкции?
Первый этап полета — подготовка космонавта и оборудования на земле, согласно инструкции, начинается с медосмотра за пять часов до старта. Следом необходимо было тщательно проверить скафандр на предмет повреждений, а также наличие и работоспособность различных его элементов, а после — надеть скафандр при помощи специалистов (просунуть руки, затем ноги и в конце — надеть гермошлем, затянуть герметичную оболочку и расправить ее под силовой оболочкой).
Осматривая кабину корабля, Гагарин должен был убедиться, что в ней нет посторонних предметов и правильно ли расправлены лямки и ремни. Посадка осуществлялась в несколько этапов: с помощью специалистов влезть в люк № 1, спуститься по креслу, ничего не цепляя, надеть подвесную систему парашюта, привязаться к креслу и проверить работу механизма подтяга и натяга ремней, проверить, не мешает ли что-то принятию позы.
После посадки в кабину, согласно инструкции, космонавт должен детально осмотреть оборудование и убедиться в его работоспособности (панель управления, радиосвязь, динамики, система вентиляции скафандра, освещение кабины, магнитофон). После закрытия люка № 1 необходимо доложить о его закрытии, а также о показаниях приборов, самочувствии и готовности к старту. Последние три пункта космонавт также докладывает по 45-минутной и 30-минутной готовности, после чего он должен быть готов к катапультированию.
По 15-минутной готовности, согласно инструкции, Гагарин должен был закрыть иллюминатор шлема, надеть гермоперчатки, проверить положение всех тумблеров на пульте управления и показания приборов, затем снова доложить об обстановке. По 5-минутной готовности после доклада космонавту было необходимо занять исходное положение для катапультирования, сохраняя его до старта, и следить за световой сигнализацией.
На этапе выведения непосредственно происходило катапультирование — последовательное отделение первой и второй ступени и запуск двигателя третьей ступени. В это время космонавт должен был внимательно следить за сигналами на приборной доске, контролировать отделение и докладывать об обстановке. Этап завершался входом на орбиту, прекращением шума двигателей и наступлением состояния невесомости.
Во время полета по орбите космонавт должен был сперва открыть иллюминатор шлема и ослабить притяг и подтяг привязной системы. Затем требовалось проверить оборудование, давление, выключить подсвет «Взора» и открыть его шторку. На протяжении всего полета должна была вестись передача на КВ (коротких волнах), каждое наблюдение он должен был комментировать независимо от наличия приема и регулярно (раз в 10 минут) докладывать о самочувствии и показаниях приборов.
Перед этапом спуска и во время него многие действия совершаются в обратном порядке: закрывается фильтр «Взора», иллюминатор шлема, занимается поза для катапультирования и т. д. Во время катапультирования сперва происходит выход стабилизирующего парашюта, а затем — основного, отделяющего космонавта от кресла. Приземлившись, Гагарин должен был погасить парашют, освободиться от подвесной системы, открыть иллюминатор шлема и установить связь.
В разделе «особых случаев» в инструкции расписано, как действовать, если произойдет разгерметизация кабины или если спуск будет происходить в океан.