О том, что на станции метро «Курская» машинист электропоезда помог задержать грабителя, убежавшего в тоннель с украденным у пассажирки смартфоном, писали многие СМИ. Но детали произошедшего решил рассказать сейчас именно нам главный герой этой истории — машинист Руслан Исаев. В Московском метрополитене он работает уже 15 лет. «Вернулся с армейской службы. Решил попробовать. Работа понравилась, остался», — делится Исаев.
Скрыться в метро невозможно
За годы работы случай, когда пришлось задерживать грабителя в тоннеле, у него первый. «И то я изначально не знал о совершенном этим мужчиной преступлении. Во время движения состава на связь вышел диспетчер, сообщив, что в тоннеле посторонний. О том, что я выводил грабителя, узнал только в прокуратуре, куда меня позже вызвали», — улыбается машинист. Но, знай бы он правду о человеке сразу, повел бы себя точно так же. Для таких случаев — когда на рельсах в тоннеле оказывается человек, в московском метро есть единый жесткий регламент. Его цель — сохранить жизнь.
Поэтому после сообщения о человеке в тоннеле Руслан Исаев снизил скорость состава, а заметив беглеца, применил экстренное торможение. Никто из находившихся в составе пассажиров не пострадал. «Его и заметить было непросто. Одежда темная, стоял, прижавшись к стене, — вспоминает мой собеседник. — Когда я спустился, мужчина сперва хотел бежать. Окрикнув его, сказал, что это крайне опасно: контактный рельс под напряжением. Он испугался, остановился. Мне хорошо знакомо устройство всех коммуникаций, я знаю, как безопасно пройти, у меня допуск есть, поэтому, дойдя до беглеца, осторожно сопроводил его в кабину. Молча мы доехали до “Бауманской”, где его уже ждал наряд полиции».
По словам машиниста, даже если мужчина бы и не совершил перед этим кражу, на станции непрошенного в тоннеле гостя в любом случае передали бы стражам порядка. Ведь необходимо выяснить все обстоятельства произошедшего.
Интересуюсь, теоретически мог бы беглец добраться до станции или скрыться в тоннелях метро? «Исключено. Ему и так, можно сказать, повезло. Прошел метров триста и при этом не получил травм и остался жив. А так, первое, что может ждать автора столь необдуманного поступка, это электротравма. Ведь контактный рельс находится под напряжением, — поясняет машинист. — А вычислить постороннего в тоннеле метро всем сотрудникам довольно легко по датчикам движения. Они не срабатывают на поезда, но реагируют на людей. При поступлении сигнала на место выезжают бригады, проводят проверку. Также просматриваются записи с камер наблюдения. В общем, скрыться не удастся».
Непредсказуемые пассажиры
Руслан Исаев отмечает, что при движении поездов в тоннель здравомыслящий человек не пойдет. Чаще всего те, кто туда попадает — люди в состоянии алкогольного опьянения, с определенными расстройствами психики.
Спрашиваю у Руслана о необычных ситуациях, происходивших в его смену. «Это для вас они необычные, а для нас — инциденты, препятствующие рабочему процессу, — отвечает он. — Да, бывали форс-мажорные ситуации, когда приходилось выводить людей с открытых участков метро, таких как перегон между станциями “Партизанская” — “Измайловская” — “Первомайская”. Преодолевают заборы, ограждения, оказываясь на путях. Нужно понимать, что такие действия граждан наносят вред другим пассажирам. Но таких вредителей всегда задерживаем, вызываем полицию, в некоторых случаях могут наложить штраф».
На вопрос о том, что мешает работе, Исаев отвечает: «Пассажиры, которые на станциях стоят близко к краю платформы. Находишься в определенном напряжении, ведь невозможно спрогнозировать, что произойдет в следующую секунду: вдруг спрыгнет или кто-то случайно толкнет, ветер подует, а это не редкость, ведь состав при движении в тоннеле выполняет в некотором смысле роль поршня. Также у человека может закружиться голова, он потеряет равновесие и окажется на рельсах».
В практике Руслана случаев падения людей на рельсы, к счастью, не случалось. Но машинисту приходилось участвовать в извлечении пострадавших. «В большинстве случаев все заканчивается летальным исходом. И даже если медики увозят от нас на скорой еще живым, до больницы многие пострадавшие не доезжают, — с сожалением говорит Руслан. — Поэтому хорошо подумайте, прежде чем, проявив никому не нужную браваду, решитесь выйти за ограничительную линию, подойдя к краю платформы. И не стоит легкомысленно относиться к предупреждению о том, что метрополитен — это транспортное предприятие повышенной опасности».