Вся страна несколько дней следила за судьбой экипажа и пассажиров самолёта Falcon 10. Несколько дней назад воздушное судно прибыло в таиландский аэропорт Утапао возле курортной Паттайи, чтобы принять на борт двух россиян — Анну и Анатолия Евсюковых. А на обратном пути, в Москву, самолет рухнул в Афганистане.
Вылетел эвакуационный борт
Напомним, что Falcon 10 выполнял частный медицинский эвакуационный рейс из Паттайи в Москву. Анна заболела во время отдыха на курорте — в местной больнице её даже пришлось подключить к аппарату ИВЛ. Но в Таиланде, как писали СМИ, Анне не могли больше ничем помочь и ее муж Анатолий, волгодонский бизнесмен, решил нанять бизнес-джет. По некоторой информации, Боткинская больница готовилась принять пациентку.
В экипаж санитарного борта входили: два пилота Дмитрий Беликов и Аркадий Грачев, врачи Павел Попов и Игорь Сывороткин. Вечером субботы 20 января пилоты сообщили диспетчерам о сильном расходе топлива и о том, что борту придётся следовать в аэропорт в Душанбе для дозаправки. Не прошло и получаса, как у самолёта отказал один из двигателей, затем и второй. Воздушное судно пропало с радаров в окрестностях горы Топхан в Ваханском районе Афганистана.
Тогда многие решили, что в катастрофе выживших нет. Некоторые СМИ даже утверждали, что обнаружены тела. Родственники находившихся на борту людей до последнего верили в чудо. И оно произошло. Пилоты и медики выжили. Вскоре медбрат Игорь Сывороткин добрался до ближайшего села и попросил местных жителей о помощи. С афганцами пришлось объясняться жестами. Понять друг друга получилось.
Далее истории с крушением самолёта продолжала обрастать подробностями: одна была удивительнее другой. Например, одни афганские СМИ «запустили в эфир» сведения о конфликте, который разгорелся во время полета между членами экипажа и четой Евсюковых. Другие писали, что на борту кто-то перевозил миллион долларов, и потом он пропал.
Потом СМИ со ссылкой на источник писали, что в Кабул спецбортом вылетела следственная группа, а обратно рейс заберёт членов экипажа и тела погибших. Меж тем афганские власти благополучно доставили выживших в госпиталь, где им оказали медицинскую помощь. Дело осталось за малым: пилотам и врачам предстояло вернуться на Родину, где их с нетерпением ждали. Утром 26 января заветный рейс совершил посадку в аэропорту Внуково.
На родной земле
В терминале «А» ранним утром почти пусто. Лишь десяток встречающих экипаж родственников и журналисты.
«Вот если одним словом сказать: в начале мы умерли сами, особенно когда то фейковое видео появилось... Где слышна автоматная очередь и дым в горах. Ну что, действительно самолёт разбился в горах, можно подумать, и ничего не осталось», — сказал журналистам Юрий Грачёв отец пилота Аркадия Грачева.
Все собравшиеся с нетерпением ждали одного: когда же наконец они смогут увидеть своих родных. И вот вскоре в терминал вывезли пилота Дмитрия Белякова. Мужчина находился в инвалидном кресле, губа рассечена. Ноги пилота плотно забинтованы.
«После соприкосновения я был без сознания, вот столько времени, чтобы кровь запеклась. Всё время грелись, у нас была зажигалка. Мы сжигали все, что находили, и так и грелись», — ответил на вопрос «как выжили?» Беляков.
Пилоту было сложно говорить, речь была слегка невнятной, половина лица словно онемевшая. Возможно — последствия раны и травм, полученных при крушении. Сознание Белякова было совершенно ясным, свои мысли он формулировал чётко. Хотя было заметно, что пилот сильно устал.
В последние мгновения перед падением экипаж выбирал оптимальное место, где можно в горах посадить самолёт. По склону воздушное судно скользило, пока не остановилось.
Одной из причин инцидента Беляков называет техническую неисправность. А именно проблему с топливом. Наличие льда нарушило его поступление из основных танкеров в расходные баки.
«Было порядка −12 градусов, снега просто по пояс, высота горы примерно 4 тыс. метров. Я шёл по направлению, которое примерно указали пилоты. Когда мы садились, увидели за холмами деревню. Судя по трекеру, в ту сторону по горной дороге я прошёл порядка 8-9 км. Поднявшись на холм с обрыва, я увидел дома. Спустился к ним и попросил помощи», — рассказал медбрат Сывороткин, тот самый, который привел к борту помощь.
«Как нам сказали в консульстве Афганистан — многонациональная страна. По-английски они говорят плохо, но в целом было понятно. Они в первую очередь показали мне фото о том, что ищут меня. Да и от Игоря не было вестей 10 часов, мы боялись самого худшего. Тут высокогорье, сознание можно потерять мгновенно. И когда нам показали фото улыбающегося Игоря, конечно, у нас были слёзы радости. Мы очень боялись, что он не дойдёт и с ним что-то случится», — добавил врач-реаниматолог Попов.
Местные, которые пришли на помощь, помогли раненым и замерзающим россиянам подготовиться к походу в деревню. А это почти 10 км по горам. Попов признался, что ему такой маршрут дался с трудом.
Уже через полчаса после выхода из зоны регистрации выжившая четверка разъехалась восвояси. Но их история только начинается. Впереди — выяснения причин крушения.