Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин выяснил, почему аграрии оказались в транспортной западне международного проекта, как они выходят из ситуации и кто восстановит разбитые сельские дороги.
«К нам отказываются ехать забирать урожай»
Мнение о том, что строительство «Южного потока» закрылось по политическим причинам — ошибочно. Газопровод строят с 2015 года, и его возведение практически не останавливается, несмотря на препятствия со стороны Евросоюза. С потеплением отношений между Россией и Турцией строительство «Южного потока» заметно активизировалось. Как говорят строители, «наша задача — довести трубу по российской территории до Черного моря, а дальше пусть политики решают, прокладывать её по дну моря в Европу или проект заморозить».
В Дубовский район «Южный поток» зашел в конце прошлого года. Фермеры бьют тревогу, осаждают сельскую администрацию. Ситуация критическая: предприниматели не могут вывезти с полей богатый урожай зерновых из-за транспортной проблемы. В процессе прокладки газопровода разрушены полевые дороги, после себя строители оставили глубокие ухабы, не проходимые для машин.
«Тяжеловесная спецтехника высокой проходимости разбила накатанные за долгие годы грунтовые дороги, колеи наделали такой глубины, что сельскохозяйственной технике сложно проехать. Я на своем УАЗике не могу нормально ездить по полям, а для груженых КамАЗов с прицепами это практически нереально», — сетует донской предприниматель.
К разговору подключается другой колхозник. Он говорит, что проблема тянется с прошлого года. «Из-за отсутствия дорог к нам отказываются ехать машины забирать зерно, поэтому у многих фермеров склады забиты ещё прошлогодним урожаем, а началась уже новая жатва и куда девать нынешний урожай — большой вопрос!», — комментирует ситуацию селянин.
Урожай зерна в нынешнем году намечается отличный. По сравнению с прошлым годом в 2,5 раза больше. И вроде товар есть, но продать его проблематично.
Селяне нашли выход из положения — вывозят зерно своими силами по объездным полям. Фермеры подсчитывают убытки: перерасход топлива из-за увеличенного расстояния составит до 15 %. Примерно на столько же поднимется себестоимость тонны зерна из-за промежуточного хранения и перегрузки на току.
Кому не доплатил «Южный поток»?
«Владельцам земли, по чьим владениям проходит газопровод, газовики выплатили компенсации, на эти средства фермеры приобрели технику, сельхозинвентарь, стороны договаривались лично между собой», — говорит первый заместитель главы администрации Дубовского района Николай Морковской.
Чиновник не исключает, что шумом воспользовались нерадивые и чем-то обиженные фермеры, кому якобы не доплатил «Южный поток».
«Если возникает конфликт интересов, мы приглашаем обе стороны и вопрос решается», — поясняет он. Представитель администрации добавляет, что к нему никто из фермеров не обращался с транспортной проблемой. Но если такая просьба поступит, то этот вопрос, он пообещал, решит за короткое время.
Протяженность газопровода по Дубовскому району составляет 43 км и наиболее от него «пострадало» Семичанское сельское поселение, находящееся на границе с Волгоградской областью.
Хутор Ленина в изоляции
Видение ситуации у главы Семичанского сельского поселения Романа Крикунова несколько иное.
«Трубу надо было завозить “по сухому”, летом, чтобы не ломать дороги. А начали строить осенью в грязь и слякоть, поэтому дороги стали труднопроходимыми. Боремся с газовиками, чтобы они привели дороги в надлежащий вид, как было изначально», — говорит Роман Крикунов.
По словам сельского главы, трубопроводчики приезжали, составили акт, пообещали всё исправить, но никаких восстановительных работ не ведётся до сих пор. Более того, сегодня этих актов никто не видел. Ситуация патовая: районная администрация говорит, что заказчик должен был оформить документы, заказчик говорит, что администрация.
От строительства сильно пострадал хутор Ленина. Если там что-то случится, оперативно добраться до места невозможно, потому что дорога разбита, спецтехника будет ехать тихим ходом.
Житель хутора Ленина писал об этом президенту Путину еще в 2015 году, в итоге послание из Москвы возвратили в местную администрацию хутора. Сейчас ровнять дороги грейдером — дело малоэффективное, земля схватилась в камень, поэтому восстановительные работы нужно вести осенью, после дождей.
«Хорошие дороги для хутора остро необходимы, чтобы люди к нам приезжали. Я здесь родился, вырос, здесь работали всю жизнь мои родители и мне не безразлична судьба моего родного места. Обидно, что молодежь уезжает. Сейчас не могу найти в администрацию специалиста с высшим образованием. Здесь мало кто задерживается. Есть фермеры, которые зарабатывают, но государство не всегда может их поддержать», — считает Роман Крикунов.
Дорога в обход Украины разрезала район пополам
Похожие проблемы испытывают аграрии и на севере Ростовской области, где строится железная дорога в обход Украины. Около 80 фермеров и владельцев мелких паев земли подсчитывают убытки.
Мнение предпринимателей: новая железная дорога нанесла ущерб бизнесу, а компенсации государства за потери наделов недостаточны. Но даже не отчуждение земель и отсутствие документов больше всего волнует собственников земли, а проблема того, как будет пересекать новую железную дорогу сельхозтехника в обе стороны. Чертковский район железнодорожная ветка разрезала пополам, поэтому от того, насколько грамотно строители сделают подземные проезды, во многом зависит дальнейший успешный бизнес донских колхозников.