Молочные кухни как символ материнства и детства существуют уже очень давно. Еще в 1904 году в Петербурге была организована Центральная станция для приготовления и получения молока для детей: отсюда его развозили по аптекам, а матери получали питание по специальным справкам от врачей.
После революции молочные кухни начали организовывать при детских консультациях. Дальше они только получили свое развитие. И после распада СССР молочные кухни сохранились как полезное начинание и поддержка для молодых семей.
Принцип их работы прост: у врача-педиатра молодая мать получает рецепт и относит его на молочную кухню раз в месяц. Затем в течение 30 дней она ходит за различной молочной продукцией, смесями и фруктовыми пюре (ассортимент в различных регионах разный), которые получает бесплатно. Фактически вся эта схема занимает у семьи определенное время, а также вынуждает систематически посещать поликлинику.
В Москве решили перевести молочные кухни на цифровые рельсы, как это уже сделано с рядом важных и востребованных услуг. И вот что в связи с этим ждет молодых родителей. Теперь подать заявление и заказать питание москвичи могут в электронном виде. Достаточно на портале московских госуслуг (mos.ru) выбрать комфортный график, а также оптимальное место выдачи. Получать же продукты можно с помощью электронного направления, а значит, больше не нужно прибегать к бумажной волоките и не придется каждый месяц ходить в поликлинику.
«Теперь подать заявление и заказать питание на молочной кухне москвичи могут в электронном виде. Для получения продуктов достаточно показать электронное направление. Оно не потеряется и будет всегда под рукой. Таким образом, онлайн-услуга сэкономит москвичам почти 4 миллиона ежегодных визитов в поликлиники. Кроме того, горожане могут самостоятельно выбрать удобный молочно-раздаточный пункт и график получения продуктов питания», — отметила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Механизм оформления
Те москвичи, которые еще не являются получателями продуктов на молочных кухнях, могут присоединиться к программе сразу с помощью цифровых услуг. Чтобы получить бесплатное льготное питание, им достаточно зайти на mos.ru и подать заявление через новую услугу «Подача заявления на получение питания на молочной кухне». Им присвоят соответствующую льготную категорию в системе ЕМИАС. Также нужно будет посетить участкового педиатра (если ранее его не посещали), но в отличие от стандартной процедуры такой визит будет однократным.
После этого доступной окажется услуга «Заказ питания на молочной кухне, выбор молочно-раздаточного пункта и графика получения продуктов». С помощью сервиса молодые родители-москвичи смогут оформить заказ, выбрать удобный молочно-раздаточный пункт, а также можно будет управлять графиком поучения продуктов, включая такую опцию, как выбор периодичности получения продуктов: разово или еженедельно. Также можно будет выбирать определенные дни для посещения пункта выдачи. В электронном виде проще станет и просматривать информацию об объеме продукции, доступной для получения в выбранный день.
Если же семья уже подтверждала свою льготную категорию (т. е.подавала заявление в медорганизации, как говорится, «в бумаге»), а также была на приеме у врача, то цифровой сервис работы с молочной кухней на портале будет доступен автоматически. Для этого не потребуется подавать заявление повторно и посещать врача.
Как только будет оформлен заказ, сформируется электронное направление: его нужно предъявить на молочно-раздаточном пункте, чтобы получить продукты питания. Причем сделать это можно двумя способами: либо распечатав, либо предъявив его с экрана мобильного устройства. Направление отсканируют и выдадут все необходимое, а также отметят факт выдачи в информационной системе.
Кто может пользоваться молочной кухней?
В Москве бесплатное питание в молочно-раздаточных пунктах предлагается женщинам в положении, а также детям в возрасте до 3 лет. Кроме того, предусмотрен и набор продуктов для кормящих женщин, пока детям не исполнится полгода. Выдача специального питания прописана и для детей из многодетных семей до достижения ими 7 лет, детей, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями, пока им не исполнилось 15 лет, а также детей-инвалидов.
Для получения услуги достаточно иметь прикрепление к поликлинике города, действующий полис ОМС, выданный в Москве, а также постоянную регистрацию в столице. Если питание выписывают на ребенка, его данные следует внести в личный кабинет на сайте mos.ru. Такое упрощение годами сложившейся системы стало возможным за счет применения единой цифровой платформы здравоохранения: ее разработали в столичном Комплексе соцразвития совместно с Департаментом информационных технологий.
Сегодня на портале mos.ru москвичам доступно более 380 услуг и различных сервисов. Очень много услуг для семей с детьми. Так, например, москвичи могут оформить различные пособия и компенсации. Блоки предложений для семей доступны в специальных разделах портала: «Семья, дети» и «Социальная поддержка». Для этого достаточно перейти по ссылке mos.ru/uslugi/. Кроме того, здесь можно ознакомиться и со всеми мерами социальной поддержки, оказываемой молодым семьям москвичей, нужно только зайти сюда: mos.ru/otvet-socialnaya-podderjka/. В разделе можно найти подробные инструкции по получению выплат при рождении ребенка, оформлению помощи одиноким родителям, оформлению социальной ипотеки, использованию сертификата на маткапитал и др.
Цифровизация различных сфер жизни москвичей делает получение даже, казалось бы, самых простых и привычных услуг более комфортным. Особенно важно такое удобство для семей, где есть дети. Больше не придется держать в памяти, что нужно идти и записываться к врачу, посещать его, а потом бежать на молочно-раздаточный пункт и относить направление, чтобы не остаться без дополнительного питания.