Примерное время чтения: 20 минут
13167

Сергей Собянин: «Москва не может застыть в своём развитии»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Победить терроризм, нефтью вскормленный 07/10/2015
Открытие движения пригородных поездов-экспрессов «Ласточка» на участке Ленинградский вокзал — Крюково (Зеленоград).
Открытие движения пригородных поездов-экспрессов «Ласточка» на участке Ленинградский вокзал — Крюково (Зеленоград). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Досье
Сергей Собянин. Родился 21 июня 1958 г. в с. Няксимволь Берёзовского района Тюменской области. Окончил Костромской технологический институт и Всесоюзный юридический заочный институт. Кандидат юридических наук. Работал губернатором Тюменской области, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации. С 21 октября 2010 г. мэр Москвы.

Избиратели оценили

— Пять лет пролетели так быстро...

— От этого немножко грустно.

— Почему?

— Так это же наши годы, которые чем дальше, тем стремительнее проходят.

— Тем не менее, Сергей Семёнович, за это время произошло много значительных событий. Какое из них лично для вас стало самым важным?

— На вопрос: «Как вы оцениваете свою работу?» всегда отвечаю: «Избиратели оценят». Оценку моему труду поставили москвичи, проголосовав на выборах. И это для меня важное событие. Это подтверждение того, что я двигаюсь в нужном направлении, а москвичи одобряют перемены.

Если кто-то хочет побыть мэром... Так, пожалуйста, никому не возбраняется выставить свою кандидатуру на очередных выборах и бороться!

— Скажите, изменилось ли за последние годы число людей, которые вам помогали, подставляли плечо?

— Я должен сказать, что без поддержки Президента и Правительства Российской Федерации работать в Москве было бы невозможно. Я благодарен за их поддержку. И очень важно, чтобы так было и дальше.

— Изменилось ли число недоброжелателей, завистников? Ведь были, наверное, и те, кто хотел бы «порулить» на посту мэра столицы.

— Это вам лучше известно (смеётся). Знаете, было бы нелепо, если бы в таком огромном городе не нашлось людей, которые недовольны чем-то или не критикуют действующую власть. Это вполне нормально. А если кто-то хочет побыть мэром... Так, пожалуйста, никому не возбраняется выставить свою кандидатуру на очередных выборах и бороться!

— Как удаётся достигать компромисса? К примеру, люди, которые ездят на автомобилях, имеют одни приоритеты. У кого нет машины — не хотят, чтобы в их дворах организовывали парковки, а перед окнами расширяли дороги. Сергей Семёнович, очевидно, что все довольны мэром быть не могут.

— Пожалуй, это самый сложный вопрос — соотношение интересов различных групп населения и нахождение компромисса. Даже в маленьком дворе по поводу установки детской площадки у людей много разногласий. Что уж говорить о расширении дорог, строительстве транспортных пересадочных узлов, реализации крупных градостроительных проектов, принятии таких управленческих решений, как платная парковка, и так далее. Конечно, есть и те, кто поддерживает эти меры, и те, кто видит по-другому решение городских проблем. Максимально стараемся найти компромисс между всеми. Но в конечном итоге принимать решение мне и брать за всё ответственность тоже мне. Поэтому всегда исхожу из соображений целесообразности и прагматичности, чтобы в целом для города было лучше.

Город не может достигнуть чего-то и почивать на лаврах.

От мигрантов доходов больше, чем проблем

— Москва вернула былое великолепие ВДНХ, начались работы на пустыре перед Кремлём в Зарядье, будут построены парки развлечений. Чего ещё по-крупному не хватает, на ваш взгляд, российской столице?

— Из всех проблем Москвы транспортная остаётся, на мой взгляд, проблемой номер один. И недостаточно вводить платные парковки, реконструировать магистрали и строить развязки. Необходимо продолжать активно развивать общественный транспорт в целом, и метро в частности. Поэтому будем, несмотря на кризисные явления, активно строить метро. Только оно может кардинальным образом решить проблемы с передвижением людей в мегаполисе. Ему в помощь — пригородные электрички. Сегодня фактически два миллиона человек в день пользуются ими. Поэтому пристальное внимание уделяется программе развития Московского железнодорожного узла, на который приходится свыше 50% всех пригородных перевозок в стране. Кстати, на днях мы запустили экспрессы «Ласточка» от Ленинградского вокзала до Крюкова. Фактически они работают в режиме наземного метро. Время в пути для пассажиров сократилось в два раза (до 25 минут), с чем я и поздравляю жителей Зеленограда и Химок. Таким удобством могут похвастать даже не все районы столицы, находящиеся в пределах МКАД. Как вы понимаете, это результат той огромной работы, которую мы проводим вместе с РЖД, Московской областью и Правительством Российской Федерации.

Но вы задали мне более общий вопрос, поэтому касаемо других проблем хочу отметить вот что — город не может достигнуть чего-то и почивать на лаврах. Наша работа направлена на постоянное улучшение всех сфер жизни — образования, здравоохранения, культуры, спорта, развития общественного пространства. Без этого город остановится в своём развитии.

Мигранты в Москве приносят больше доходов, чем проблем.

— В своё время остро стоял вопрос с нехваткой рабочих рук в Москве. Для этого использовались и привлекались силы как из регионов нашей страны, так и из ближнего зарубежья. Скажите, как сейчас обстоят дела на рынке труда? И могут ли приезжие, в основном из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, нарушить баланс? Мы видим, что западные страны расколоты: часть населения не приемлет беженцев. Видите подобную опасность для Москвы?

— Между мигрантами европейскими и теми, которые приезжают к нам, есть одна большая разница. В Европу они приезжают за пособиями, а к нам — на работу. И если европейцы им платят за то, что они ничего не делают, и содержат их, то у нас мигранты платят нам для того, чтобы приехать и работать здесь. Мы ввели систему патентов. Для того чтобы проживать в Москве больше трёх месяцев, нужно иметь на руках соответствующий документ и платить 4 тыс. рублей в месяц в качестве аванса подоходного налога. Плюс мигрант должен купить и медицинскую страховку. И никаких обязательств государство перед ним по социальному обеспечению не несёт. Поэтому мигранты в Москве приносят больше доходов, чем проблем.

— А дефицит рабочей силы есть?

— Дефицит всегда был и будет сохраняться, поскольку избыток рабочих мест составляет около 2,5 млн человек. Часть из них компенсируется за счёт российских регионов и Подмосковья, часть — за счёт мигрантов.

И потянулись туристы

— В Москве проводится много праздников. И людям это нравится. Что станете устраивать на регулярной основе?

— Скажу вам, что раньше в Москве какие-либо праздники проводить было очень сложно в силу того, что все площади и тротуары забивались машинами. Напротив Тверской, 13, автомобили заезжали чуть ли не на сам памятник Юрию Долгорукому! Сегодня ситуация изменилась. Поэтому традиция проведения тех или иных праздников появилась после приведения в порядок улиц, площадей, скверов, парков Москвы. Количество людей, которые ежегодно посещают зелёные зоны и парки, кратно увеличилось. Сегодня стало возможным проведение массовых городских фестивалей — «Путешествие в Рождество», Пасхальная ярмарка, летний Праздник варенья, «Круг света». (Видеопроекция на фасаде зданий Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной, показанная в рамках V Московского международного фестиваля «Круг света», получила сертификат Книги рекордов Гиннесса как самая масштабная в мире. — Ред.) И потянулись миллионы людей, не только москвичей, но и гостей столицы. Конечно, такие мероприятия необходимо сохранять.

— Но скептики задаются вопросом: не слишком ли много денег на это тратится?

— Что касается затрат, то они все окупаемы. И важно, что это дополнительные доходы для малого бизнеса — для торговли, общепита, для тех, кто производит товары и сувениры, продающиеся на этих мероприятиях. Все фестивали, что пользуются популярностью у москвичей и гостей столицы, будем проводить регулярно. Кстати, Москва недавно получила «Золотое яблоко» — премию Международной федерации журналистов, пишущих о туризме. (Её вручают с 1970 года стране, городу или персоне за особые заслуги в развитии и продвижении туризма на планете. — Ред.) И это неслучайно.

Мэр Москвы С. Собянин рассказал главному редактору «АиФ» Н. Зятькову, как в российской столице удаётся решать разные проблемы.
Мэр Москвы С. Собянин рассказал главному редактору «АиФ» Н. Зятькову, как в российской столице удаётся решать разные проблемы. Фото: Эдуард Кудрявицкий

Столица не резиновая

— Сергей Семёнович, мощные темпы развития российской столицы, конечно, требуют серьёзных инвестиций, а тут кризис... Мы знаем и пишем в «АиФ», что во многих регионах, к сожалению, бюджеты трещат по швам. И губернаторы начинают урезать все статьи расходов, в том числе социальные. Москва тратит гигантские средства на дорожное и жилищное строительство. Как изыскиваете деньги на все программы и не скажется ли кризис на социальной поддержке москвичей?

— Я надеюсь, что не скажется. С 2010 г. мы увеличили на 40% расходы бюджета на помощь людям. Ввели систему адресной поддержки ветеранов войны и инвалидов, увеличили выплаты семьям, взявшим к себе детей-сирот. Мы выполняем в полном объёме свои обязательства по социальной защите москвичей, и все законы города Москвы на это работают. Более того, мы вводим и дополнительные преференции. С 1 июля льготы по уплате взносов на капитальный ремонт распространились не только на тех, кому положено по федеральному закону, но и на 10 других категорий москвичей (см. инфографику), которые до этого не имели преимуществ по оплате жилищных услуг. Если же говорить о льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг в целом, то ими пользуются около 3,3 млн человек, причём размер скидки для разных категорий горожан составляет от 30 до 100%.

 

— При вас столица, которая долгое время была стянута МКАД, вышла за эти пределы. У города прибавилось жителей и забот в связи с этим?

— Жителей присоединённых территорий было не так много. И за прошедшие годы их количество выросло всего на 70 тысяч. При этом число рабочих мест увеличилось на 80 тысяч. То есть идёт опережающее создание мест приложения труда, чтобы компенсировать их недостаток в южной и юго-западной части мегаполиса. Это наша главная задача. Кроме того, рассматриваем площадку Новой Москвы и для строительства жилья. В старой Москве всё меньше и меньше возможностей для этого, город не резиновый, во дворах строить не будешь. Присоединённые же территории предоставляют возможность комплексной застройки.

После ликвидации рынка в «Лужниках» криминальная ситуация в районе улучшилась в разы!

Стадионы не только для спорта

— Долгое время не решался вопрос с доступностью торговых точек для москвичей. Был период, когда помещения магазинов в центре города занимали банки или офисы. И купить хлеб или молоко было проблемой. Однако сейчас на регулярной основе проводятся различные ярмарки, и во время кризиса они тем более востребованы. Не будете их загонять под крыши супермаркетов?

— Ярмарки выходного дня и региональные ярмарки стали доброй традицией в Москве и пришли на смену тому хаосу, который существовал в виде рынков типа «Лужи» и ряда других, которые были рассадником криминала и никакого отношения к ежедневным потребностям Москвы не имели. Это были огромные площадки по торговле китайским ширпотребом. После ликвидации рынка в «Лужниках» криминальная ситуация в районе улучшилась в разы! Это касается и других подобных злачных мест Москвы, ведь мы ликвидировали несколько десятков таких рынков. А вместо них создали в каждом районе ярмарки выходного дня, куда привлекли фермеров, садоводов и огородников. Проводятся и региональные ярмарки. Всего в этом году их планируется порядка 400, а приедут к нам из 80 регионов. Среди них — Ивановская, Воронежская, Липецкая, Вологодская области, Дагестан, Алтай и многие другие.

— Вы вспомнили про «Лужники». Сейчас они на реконструкции. И станут стадионом, на котором в 2018-м пройдёт открытие чемпионата мира по футболу. К сожалению, так бывает, что хорошая история, связанная с проведением Олимпиады или другого знакового события в мире спорта, потом превращается в обузу для тех, кто его проводил. Люди вспоминают Олимпийские игры в Греции: теперь стадионы там поросли бурьяном, потому что не используются. Не ждёт ли подобная участь наши «Лужники»? Как потом будут загружаться эти 80 с лишним тысяч посадочных мест?

— Так же, как и до этого. Мы же реконструируем действующий стадион и прибавляем всего пару тысяч мест, поэтому кардинальных перемен с точки зрения вместимости не случится. С точки зрения комфорта — да, здесь появится совершенно другое, более качественное пространство, где будет удобно разным категориям зрителей и спортсменам.

Другое дело стадионы «Спартак», ЦСКА или «Динамо», об их использовании стоит задуматься. Но это сделает инвестор — тот, кто их строит. Пусть у него голова болит, как их окупать.

«Лужники» же всегда использовались не только как спортивная площадка, но и как место для проведения крупных культурных мероприятий. Так будет в будущем, и «Лужники» не будут пустовать!

Реконструкция стадиона «Лужники», 2014 год
Реконструкция стадиона «Лужники», 2014 год Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

Как для города лучше

— Говорят, что скоро в Москве совсем исчезнут привычные маршрутки. Вместо них нам обещают современные, безопасные мини-автобусы с кондиционерами, навигаторами, проверенными водителями. Не приведёт ли это всё к тому, что проезд подорожает? И будут ли сохранены льготы на проезд?

— Никаких льготников маршрутки не перевозили никогда. Все льготники были сосредоточены на маршрутах Мосгортранса. Что же касается цены, то в маршрутках она всегда была выше, чем в городском транспорте. Поэтому реформа наземного общественного транспорта приведёт к тому, что стоимость билетов не увеличится, а уменьшится. И автобусы будут перевозить бесплатно льготников вне зависимости, какой это маршрут и кто перевозит москвичей — частная компания или государственная. Как мы этого добьёмся? Москва будет заказывать у коммерческих компаний транспортную услугу и требовать выполнения графика, культуру обслуживания и качество подвижного состава.

— Получается, доход у владельцев маршрутов был очень высокий, раз они в новых условиях работы должны будут купить хороший транспорт и ещё бесплатно перевозить тех, кому это положено?

— Бюджет Москвы будет оплачивать поездки льготников. Кроме того, мы поможем коммерческим перевозчикам закупить современные автобусы (предоставляя льготы по лизингу). А какой у них доход, мы скоро узнаем. Сегодня такие перевозчики по большей части работают в «серой зоне». Цель реформы — сделать их бизнес прозрачным. Да и мы никого насильно не заставляем работать по новым правилам. Кто не хочет перевозить москвичей — не будет. Мы выставляем маршруты на конкурс, и те коммерсанты, которые его выигрывают, подписываются под всеми обязательствами, которые определил город. Такая схема существует в большинстве мегаполисов мира, и Москва одна из последних переходит на такую упорядоченную, чёткую работу с частными перевозчиками. Начнём в октябре, и надеюсь, что в первом полугодии 2016 г. полностью закончим реформу.

А контроль за москвичами!

— Хочу задать вам вопрос из почты «АиФ». Он про конкретный район Богородское на востоке столицы. Москвич сообщает, что там ведётся строительство в основном жилых домов. Но при этом поликлиника как была одна, так и осталась, школы переполнены, не строится ни новых спортплощадок, ни детсадов. Поэтому читатель как сознательный горожанин не просто жалуется, а ставит вопрос принципиально: обсуждать с жителями надо!

— Абсолютно правильный подход. Практически никогда не начинаем крупного строительства, не утвердив проекта планировки территории. А проекты планировки территории всегда выносятся на обсуждение горожан и, как правило, утверждаются после того, как они соглашаются с этим проектом. Но в любом случае каждое жилищное строительство должно быть обеспечено объектами соцкультбыта. Что касается Богородского, насколько я знаю, в бюджете заложены деньги на строительство поликлиники. В проекте планировки есть новые детский сад и школа. Мы обязательно будем следить, чтобы застройка велась в комплексе.

У нас за последние годы построены сотни детских садов и школ. Вы знаете, что очерёдность в дошкольные образовательные учреждения мы ликвидировали одни из первых в России? То есть мамы и папы могут привести ребёнка в детсад с трёх лет, а в большинстве районов — в 2,5 года. Причём количество детей, которые посещают садики, за последние годы увеличилось раза в полтора.

Деньги, которые люди вкладывают в капремонт своего дома, на самом деле являются капитализацией их собственности.

— Ещё один вопрос из нашей почты. Как средства, которые собирают на капитальный ремонт жилых зданий, станут контролировать? Каким образом можно будет проверить, что деньги используются по назначению, а не оседают где-то у посредников?

— Бытует мнение, что капитальный ремонт жилых зданий переложили с плеч государства на плечи граждан. Должен сказать, сколько Москва тратила на капремонт, столько и будет продолжать тратить. Но этих денег явно не хватает для того, чтобы огромный жилищный фонд столицы, который принадлежит теперь собственникам, своевременно ремонтировать. Поэтому собираемые средства — дополнительные деньги, которые пойдут на капремонт. Если этого не сделать, то вместо нормальной квартиры в конечном итоге многие получат аварийное жильё, которое ничего не будет стоить, придётся покупать другое. А после капитального ремонта собственность москвичей только вырастет в цене. Так что деньги, которые люди вкладывают в капремонт своего дома, на самом деле являются капитализацией их собственности.

Что касается сохранности средств, у москвичей есть выбор: либо отдавать деньги в единый фонд — городской фонд капитального ремонта, либо создавать свой на уровне управляющей компании, ТСЖ дома и там хранить деньги так, как они считают нужным.

Строителей столице требуется много. На фото — экспонат выставки «Строительная техника и технологии-2015», проходившей в Москве.
Строителей столице требуется много. На фото — экспонат выставки «Строительная техника и технологии-2015», проходившей в Москве. Фото: Из личного архива/ Виктор Дмитриев

На мой взгляд, самый безопасный путь и самый эффективный — солидарная система, такая как Пенсионный фонд, или медицинское страхование, когда люди платят сегодня, а получают услугу тогда, когда она им требуется. Но препятствовать накоплению средств граждан на своём счёте мы не можем и прав контролировать их счета у нас тоже нет. Что город может? Разъяснять, рассказывать о рисках, обучать... Собираемые же городским фондом взносы копятся в казначействе, на счетах Центрального банка. И столица в полной мере контролирует эти деньги. Но они не будут без дела накапливаться годами и висеть на счетах. Они станут направляться в первую очередь на ремонт тех домов, которые находятся в плохом состоянии. И мы предполагаем, что за ближайшие три года отремонтируем около трёх тысяч домов в Москве. Это почти 10% жилого фонда. Главное, чтобы хватило строительных мощностей, квалифицированных рабочих, чтобы это было сделано качественно.

— Строители не завысят объёмы работ и цены на них?

— Они не устанавливают ни объёмы, ни расценки. Объёмы устанавливаются федеральным законом и постановлением правительства Москвы, перечень работ публичный, и никто там ничего специально раздувать не собирается. Что касается расценок, мы десять раз их выверяли, отдавали на всевозможные общественные и профессиональные экспертизы. Смотрели, какие расценки применяются в других регионах. И в Москве они не выше, даже ниже, чем в некоторых других субъектах Федерации.

И, конечно, нужен общественный контроль. Мы обратились и к Общественной палате города Москвы, и к москвичам, чтобы при проведении капремонта с их стороны был обязательный надзор! Надеюсь, и читатели «АиФ» в стороне не останутся.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах