«Всё вокруг ничьё»
Олег Валерианович, когда по России едешь на поезде из одного города в другой — например, из Питера в Москву, — за окном видишь покосившиеся заборы, горы мусора, разваливающиеся дома. И всё это Центральная Россия в XXI веке! Почему у нас столетиями люди не могут обустроить территории, на которых сами же и живут? Может, просто не хотят?
Олег Басилашвили: Я могу объяснить это двумя причинами. Первая — историко-ментальная. Помните, древние русичи обратились к варягам: «Страна наша обильна, только порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Это говорит о том, что русский человек исторически не ощущал себя хозяином тех мест, где живёт. Это в крови. Вторая причина в том, что люди не видят смысла что-то строить, прибираться, налаживать производство. Это невыгодно, за это можно получить по рукам или остаться в итоге у разбитого корыта. Да что уж там говорить: у людей просто отбили желание и умение работать на земле. Почему у нас в таком удручающем состоянии поля, луга? Да потому, что государство не думает об этом! Для того, чтобы человек начал заниматься земледелием, животноводством, нужно создавать выгодные, благоприятные для этого условия. Например, продать ему участок земли по самой низкой цене, а то и вовсе подарить на определённых условиях. Дать возможность построить на этой земле дом за доступные деньги. Создать возможность безналогового владения землёй хотя бы в течение первых десяти лет. Без помощи государства фермерство, сельское хозяйство не возникнет — условий нет.
— Вы думаете, если условия появятся, народ массово потянется в деревни?
— Конечно, массового исхода из городов не произойдёт. Восстановление разрушенного — вообще очень длительный процесс, на поколения. Потянутся единицы, но эти единицы станут положительным примером для других. Если человек увидит, что его знакомый, товарищ, перебравшись в деревню и занявшись там, например, земледелием, стал жить лучше, он задумается: «А не податься ли мне в это дело? Не подтолкнуть ли к этому сына?» Народ всегда растёт от земли. Все мы, живущие в городах, — дети крестьян, крепостных. Но сейчас эта пуповина перерезана.
— А как вы относитесь к идее Никиты Михалкова о том, что для начала в стране нужно элементарно прибраться, провести некий глобальный субботник?
— Тут всё сводится к тому, что у нас де-факто нет частной собственности. Ельцин в своё время добился того, чтобы она появилась — священная, неприкосновенная частная собственность. Но на деле вышло иначе... Добавив в закон пару поправок, её практически уничтожили. Не такой уж священной она оказалась, собственность эта! Я лишь недавно с удивлением узнал о существовании этих дополнений. Смысл их прост: если на кону стоят интересы государства — любая частная собственность переходит в собственность государства. По сути, это означает, что у любого могут на раз отнять что угодно и когда угодно. По большому счёту, у нас никому ничего не принадлежит — всё вокруг колхозное, всё вокруг ничьё. Соответственно, так и относятся.
Я сейчас живу практически на берегу Балтийского моря. И неоднократно видел, как туда раз в неделю приезжает автобус с финнами. Они не отдыхать приезжали, а убирать весь тот хлам и мусор, который за неделю набросали отдыхающие питерцы. Нашим людям почему-то в голову не приходит убрать за собой! Я как-то был в Германии, в Гамбурге, на 1 Мая. Там центральные улицы, главная площадь превратились в одну большую ярмарку, которая должна была закрыться в три часа дня. Ровно в половине третьего все палатки были свёрнуты, люди взяли в руки мётлы, мешки для мусора и всё дочиста убрали! А у нас? Праздник «Алые паруса» в Питере: наутро после него по городу пройтись невозможно — всюду бутылки, грязь, мусор! И это петербуржцы — жители культурной столицы! И так у нас в любом городе. Но это всё потому, что нас давно лишили права быть гражданами, от которых зависит дальнейшая судьба государства. Люди понимают: власть плевать хотела на их мнение. А раз так, то и нам плевать на всё — в буквальном и фигуральном смысле.
Найти злодеев
— За годы существования новой России наши отношения с Западом потихоньку налаживались. Но сегодня на фоне происходящего на Украине мы снова превращаемся друг для друга в злейших врагов. Возникает подозрение, что такая конфронтация кому-то очень выгодна.
— Потому что так значительно проще жить! Тебе просто и ясно объясняют, что то-то и то-то не получается у нас по вине тех-то и тех-то. Легче всего свалить всю вину на кого-нибудь. Любой человек, в какой бы стране он ни жил, рад верить в то, что виноваты не наша собственная глупость, тупость, неряшливость, попустительство беззаконию, а кто-то коварный и злой по ту сторону границы. Или за океаном. Вспомните историю: Сталину не удалась до конца индустриализация страны — заводы были плохие, машины выпускали с браком. Кто виноват? Агенты империализма! Потом главными врагами сделали евреев. Удобно думать, что кто-то нам постоянно гадит. Про это ещё у Гоголя в «Ревизоре» написано — тогда крайними были французы. Ну что с этим поделаешь?! Мы умеем предъявлять претензии кому угодно, только не самим себе.
Меня пугает сегодня то, что замолчали те люди, к мнению которых и я, и многие другие прислушивались. Макаревич вот высказался, так на него всех собак спустили. А я абсолютно согласен с большинством вещей, о которых он говорит. И абсолютно согласен с теми претензиями, которые он предъявляет той жизни, которой мы сейчас живём.
— После таких слов вы рискуете быть записанным в «пятую колонну», как и Макаревич...
— Пусть записывают куда хотят. Я же не состою ни в каких колоннах. И не понимаю, почему тот, кто имеет своё собственное мнение, не совпадающее с мнением большинства, у нас считается НЕпатриотом?! Почему на человека, который хочет донести до власти какие-то непопулярные и не слишком комплиментарные соображения, у нас без раздумий ставят клеймо национал-предателя, иностранного агента, представителя «пятой колонны»?! Для меня это загадка...
Конечно, я не экономист и не политолог — мне сложно сказать, каким будет завтра. Я знаю только то, что реформы, начатые Гайдаром, надо было продолжать. А их бросили на половине пути... Гайдар, например, хотел провести реформы в судебной и правоохранительной системах. Но этого, увы, не произошло. Отсюда разгул олигархического бандитизма, грабёж народа, неработающие законы и прочее. Если мы дальше не пойдём по пути реформирования, Россия как государство может просто исчезнуть. Мы должны избавиться от наплевательского отношения к стране. А сделать это можно, только став её хозяевами.
Александр Адабашьян: критика власти не подразумевает личной ответственности
Мы привыкли во всём винить власть, но большинством голосов поддерживаем её. Жалуемся на грязь, при этом сами продолжаем мусорить. Почему у нас так часто слова и намерения расходятся с действиями и эмоциями?
«Говорить о расколе общества бессмысленно, поскольку у нас общества как такового нет», - уверен актер и режиссёр Александр Адабашьян. Читайте далее >>