В дверях цветочного магазина появляется покупатель с не совсем обычной просьбой: просит упаковать и перевязать бантиком… куриные ножки. «Хочу посмешить своих знакомых — я просто работаю в мясном магазине. Чем богат, тем и радую!» — заявляет посетитель.
Флориста Викторию ничем не удивить.
«Как скажете, всё сделаем! Вы знаете, один раз парень попросил нас перевязать бантиком котёнка. Это было очень трогательно!»
Но чаще всего у Виктории покупают
Утро флориста
«Может, сегодня останется свободный час, ближе к вечеру, когда покупателей будет меньше, — и я нарисую местную кошку — гостью магазина, она часто к нам заглядывает. Я даже краски с собой принесла», — говорит Виктория, открывая двери магазина.
Виктория кладёт ключи на стол и начинает рабочий день с ухода за цветами. Открывает камеру с розами, обрезает их стебли — держит ножницы немного под наклоном, чтобы был косой срез, затем меняет воду в банках. Рассказывает, что даже время срезки цветов для флориста очень важно. Срезать стебли лучше вечером, потому что растения в течение дня накапливают запасы питательных веществ, которые помогают им продлить жизнь.
Виктория обрезает хризантемы, лепестки одной из них чуть увяли. Если цветок увядает, то это обратимый процесс. Увядший цветок после должного ухода может быть снова свежим.
«Но у каждого цветка существует и своя «точка увядания», когда потом его уже не оживить», — Виктория собирает опавшие листья с пола и кидает в мусорное ведро. Вспоминает, как попала в цветочный бизнес:
«В 36 лет я вдруг почувствовала в себе потребность рисовать. Но это и не удивительно. У меня папа — художник, и дядя. Тогда я поступила в вечернюю художественную школу. Училась и рисовала, это было хобби. Обеспечивал меня муж. Но в 39 лет, как раз, когда я окончила школу, мы неожиданно расстались. Я не хочу об этом говорить», — Виктория вешает пальто и включает приёмник.
Надо было приспосабливаться к новой жизни. Виктория понимала, что одной живописью себя не прокормишь. Доход от картин может прийти только после долгих трудов, а может и не прийти совсем. Решила искать творческую работу, чтобы совместить и увлечение рисованием, и заработок. Поняла, что хочет быть флористом, что это «её». Виктория окончила курсы, год проработала в цветочном ларьке, познакомилась с этой кухней, а потом собралась и решила открыть свой магазин.
С сестрой на пару
Это семейный бизнес. Виктория работает на пару с младшей сестрой Елизаветой. Часто с доставкой цветов в магазинчик помогают родители. Одной магазин содержать трудно — это бизнес подвижный, энергозатратный. Каждому в этом деле нашлось своё место. Лиза отслеживает модные тренды в цветочной индустрии, руководит бухгалтерией, привозит товар, а Виктория создаёт композиции, ухаживает за цветами, принимает звонки с заказами. Родители подменяют цветочниц, когда у них уже не остаётся сил. Ведь здесь нет выходных. Самые прибыльные дни — романтические праздники: 8 Марта, 14 февраля. Дни рождения, юбилеи и «извинения» от мужчин перед любимым женщинами — самый стабильный источник дохода.
Виктория показывает новинки цветочной индустрии. Букеты, обёрнутые в жёсткую бумагу с изображением страниц старых газет; огромные охапки роз, перевязанные алой лентой, и коробочки разных форм с цветами внутри. Такие необычные букеты могут стоять несколько дней — в них цветы крепятся к губке.
«Недавно пришли «переводки»: на лепесток розы мы переводим надпись, и получается признание в любви. Что интересно, часто мужчины не могут признать своей вины и попросить прощения вслух у женщин, поэтому эти «переводки», поверьте, пригодятся. Как и мягкие мишки, и открытки со словами «прости», которые идут нарасхват», — поясняет флорист.
Виктория тянется к пульту кондиционера, затем к чайнику. Говорит, начала замерзать:
«Обычная температура здесь — 15 градусов. Приятно для цветов, холодно для людей, поэтому я круглый год тепло одеваюсь и пью горячий чай, чтобы не простудиться».
«Не войну же рисовать!»
Цветочный магазин украшают картины Виктории. Их часто покупают — дома в районе строятся, в новые квартиры заселяются семьи, делают ремонт, покупают для интерьера. Здесь есть натюрморты, рисунки с изображением животных и, конечно, цветы.
«Рисую и кошек, и ворон, и уток… не войну же рисовать!»
Виктория признаётся, что рисовать она стала
«Творческие профессии требуют жизненного опыта, понимаете», — Виктория открывает камеру с розами, обрезает стебли, меняет воду, затем поливает цветы в горшках — они очень требовательны в уходе.
Раздаётся телефонный звонок, Виктория принимает первый заказ. На звонке у Виктории — отвязный голос Гарика Сукачёва, хотя в магазине играет ненавязчивая мелодичная музыка
«Это нравится людям — такое ретро. А я слушаю и джаз, и блюз и люблю рок», — Виктория делает приёмник чуть тише и приступает к оформлению заказа.
«Снова розы заказали. Они у нас всегда в моде. Особенно красные», — Виктория достаёт из холодильника 5 шикарных бордовых роз, берёт в руки ножницы и аккуратно отрезает увядшие листья.
«Наверное, на обедах экономит»
Пока Виктория готовит букет, рассказывает, кто и какие цветы выбирает. Она уверена, что по некоторым покупателям можно угадать, какие цветы они выберут. Нарядные женщины на каблуках с хорошим парфюмом и с мужьями под руку обязательно возьмут большие дорогие букеты — понятно, что они идут на юбилеи, свадьбы. Молодые мамы всегда берут маленькие букеты на
«Также и молодые отцы берут
Когда Виктория видит, что человек сомневается в выборе цветка, она спрашивает, на какую сумму он рассчитывает.
«Тогда подобрать букет проще. У нас есть один покупатель экономный, просит всегда три розы по цене двух. Он пятиклассник, покупает три розы своей однокласснице, так трогательно! Наверно, на обедах экономит».
Виктория не понимает, почему ей самой мужчины так редко дарят цветы.
«Один покупатель берёт букеты сестре, жене, маме на праздники и всегда покупает и нам. Это приятно. Но вот не поверите, как только те мужчины, с которыми я встречаюсь, узнают, где я работаю, цветы мне уже не дарят. Почему — ведь если я здесь, значит, я, наоборот, люблю цветы! Вот мои любимые розы, — Виктория показывает мне
По цветку за каждый день, прожитый без жены
В дверях появляется покупательница. Она долго и внимательно рассматривает букеты и останавливается на корзинке с букетом лилий.
«Говорят, что лилия — цветок любви и счастья», — улыбается девушка и протягивает Виктории 600 рублей.
На руках Виктории кожа немного сухая, маникюра нет.
«В перчатках работать сложно — не чувствуешь цветов. А так руки держишь часто в холодной воде, работаешь с инструментами, химикатами — всё это отражается на руках».
Половина рабочего дня позади. Виктория приняла ещё несколько заказов и снова поставила чайник.
«Конечно, бывает, и с собой приношу еду, бывает, покупаю в супермаркете — он рядом. Один раз за 12 часов работы
Виктория разливает чай в чашки, режет торт и с улыбкой вспоминает, что думают о цветах мужчины.
«К нам разные мужчины приходят. Часто провинившиеся, как я уже говорила. Однажды постоянный покупатель сказал уверенно, покупая очередной букет: «Подари женщине цветы — и будет всё. Прямо всё!» Другой вообще признался, что больше не будет дарить своей девушке цветы, потому что она вообще никак на них не реагирует.
А недавно к нам зашёл моряк, он как раз возвратился с автономки и купил своей супруге 183 розы — за каждый день своего отсутствия. Другой мужчина постоянно покупал своей супруге гортензии. Первый раз, когда он к нам пришёл, я сказала: «Чтобы подобрать ей букет, мы должны знать, какая ваша жена — она скромная или
Виктория принимается доделывать букет. К алым розам добавились яркие жёлтые хризантемы. Она наводит последние штрихи — завязывает алую ленту и брызгает зелень лаком.
«Это для красоты, чтобы придать товарный вид. Видите, как сразу листики заблестели!» — поясняет флорист.
«Вообще, хризантемы — это осенний цветок. У каждого цветка — своё время года, время продаж. Розы люди берут зимой, да и сами эти цветы любят холод. Они дольше стоят зимой. Весной покупают тюльпаны, ландыши, подснежники. Когда начинают цвести клумбы, тюльпаны резко перестают покупать. Летом в основном берут гладиолусы, колокольчики, полевые цветы, крупноголовую ромашку».
Виктория вновь принимается за работу.
«Нарисовать уже не успею сегодня, да и кошечки нашей сегодня не видно. Оставлю краски. Может, завтра придёт!»