Для усиления обороноспособности страны требуются новые современные виды вооружения. Hа модернизацию вооружённых сил в рамках государственной программы до 2020 года будет выделено 23 триллиона рублей. Много это или мало, оценить сложно: в 90-е годы большинство предприятий военно-промышленного комплекса утратили былую мощь и выживали кто как может. Отрасль приходится возрождать почти из руин.
Перед авиастроителями «Сокола» поставлена амбициозная задача — освоить производство современного истребителя МиГ-35, не имеющего аналогов в мире. Корреспондент АиФ.ru посетила нижегородский завод.
МиГ в 90-е
Свободно на такой режимный объект, как авиазавод, не попасть: только через несколько уровней ведомственной охраны. Когда-то «Сокол» назывался просто «Завод № 21», и рабочим при приёме на предприятие не сообщали, какую конкретно продукцию они будут делать. С тех, кто был допущен в особо секретные цеха, брали подписку о неразглашении тайны.
Старожилы вспоминают: никому в голову не приходило, что в неприметных корпусах завода делают ещё что-то, кроме примусов, рубанков или табуреток.
Тем интереснее своими глазами увидеть, как работает знаменитый авиагигант: в советские годы на Нижегородском авиазаводе «Сокол» трудилось около 25 тысяч человек, и свыше ста истребителей марки МиГ в год поступало на вооружение российских воздушных сил и на экспорт. В 90-е годы истребители МиГ-31 сняли с производства — основной задачей завода стал ремонт и модернизация выпущенных самолётов, продолжающих службу в ВВС РФ.
«К началу 90-х годов Министерство обороны решило, что военные самолёты России больше не нужны. Это была катастрофа, — рассказывает директор «Сокола» Александр Карезин. — Практически все заводы авиационной промышленности были брошены на произвол судьбы. Перед нами встал вопрос выживания. У предприятия были средства, чтобы приступить к модернизации и реконструкции производства. На завод пришли новые конструкторы с новаторскими идеями, которые позволили нам уйти от военной тематики и начать выпуск гражданской продукции».
Завод выпустил три опытных самолёта-амфибии «Динго», способного выполнять функции аэротакси. Под сборку 25 ближнемагистральных пассажирских самолётов М-101Т «Гжель» был построен отдельный цех. Выполнялись небольшие заказы Министерства обороны по выпуску учебно-боевых самолётов для лётных училищ.
Финансовый кризис 1998 года положил конец многим проектам. Кредитные средства, которые авиазаводу удавалось привлечь, были скудными, производство сокращалось.
«Сейчас на заводе работает в пять раз меньше сотрудников: с 25 тысяч мы сократились до 5 тысяч, — говорит Александр Карезин. — И всё же нам удалось сохранить основной кадровый потенциал, производственную площадку и все свои базовые возможности: «Сокол» способен выпускать истребители типа МиГ по полному циклу: МиГ-29К-КУБ, МиГ-29М-М2, МиГ-31».
Есть только МиГ!
Теперь заводу предстоит освоить выпуск современного самолёта МиГ-35, который относится к истребителям поколения «4++». МиГ-35 в целом похож на МиГ-29К-КУБ, но отличается от него начинкой. Он предназначен для завоевания превосходства в воздушном бою и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и морским целям, не входя в зону ПВО противника. Эта машина оснащена современной авионикой и бортовой радиолокационной станцией «Жук-А»: она позволяет истребителю параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля», обнаруживать цели на расстоянии 148 км, а морские объекты — 250 км, сопровождать 30 и одновременно атаковать восемь целей. Самолёт может выполнять посадку на необорудованных и неосвещённых аэродромах, поскольку он полностью автономен за счёт изменений в системе энергоснабжения машины.
По мнению военных специалистов, у самолёта высокая боевая устойчивость, а по совокупности боевых и технических характеристик и по соотношению «цена-качество» МиГ-35 можно назвать лучшим лёгким истребителем в мире среди всех выпускающихся аналогов. Поэтому у МиГ-35 огромный экспортный потенциал. Особенно ценно, что не стоит проблема импортозамещения, поскольку большая часть используемых при сборке деталей производится в России.
«Когда наш завод посетил с рабочим визитом вице-премьер Дмитрий Рогозин, — рассказывает Александр Карезин, — он посмотрел цеха, обсудил с нами перспективы развития и однозначно подтвердил, что МиГу-35 — быть. Мы не видим никаких трудностей, за исключением решаемых: нам предстоит увеличить наши мощности и набрать достаточное количество производственных рабочих».
Кадры решают всё
Для производства МиГа-35 потребуются квалифицированные специалисты, которых предстоит обучить и обеспечить рабочими местами — на рынке труда таких не хватает. На заводе «Сокол» серьёзно подходят к кадровому вопросу.
«В 90-е годы система профессионально-технического обучения была подорвана, — считает Александр Карезин. — Во многом потеряна преемственность поколений. Тем не менее у нас ещё остались опытные специалисты, которые способны обучить молодых людей тонкостям профессионального мастерства. Поэтому мы, опираясь на собственную учебно-производственную базу, обучаем новичков сами».
Один из таких специалистов-наставников — 60-летний Евгений Комиссаров, слесарь-сборщик летательных аппаратов. Пришёл на «Сокол» сорок два года назад после ПТУ. Он родом из семьи потомственных нижегородских авиастроителей: здесь работали его родители и два брата.
«Старший брат до сих пор здесь работает, — говорит ветеран труда. — Конечно, нас, опытных рабочих, осталось меньше, многие ушли с завода в 90-е. Меня тоже звали работать в автосервис, да не привык я бегать с места на место и к заводу прикипел сердцем. Лет десять, как обучаю мастерству молодёжь. Хорошие ребята, старательные. Жаль, что остались на заводе не все: одних зарплата не устроила, других — отсутствие рабочей нагрузки. Тогда ещё и обучать не на чем было. А сейчас завод возрождается, и у молодых есть перспективы».
В цехах очень много молодых рабочих. Например, Юрий Жирков, слесарь-клепальщик, научился своему делу у Евгения Комиссарова с самых азов, с удовольствием работает и уходить никуда не собирается. Нравится работать на заводе и Сергею Пантееву, оператору-сварщику электронно-лучевой сварки.
«Я работаю на «Соколе» полтора года, — говорит молодой рабочий. — Мы варим силовую часть самолёта МиГ-29. Интересно работать на современном сложном оборудовании».
Но также заводу нужны технологи и инженеры. На кафедре самолёто- и вертолётостроения политехнического университета подготовлено уже пять выпусков конкретно под «Сокол», это помогает решить проблему кадрового дефицита. С третьего курса студенты проходят на заводе производственную практику.
Андрей Терехов, инженер-технолог, и Павел Васильев, старший мастер участка внестапельных работ — представители той самой кадровой базы, на которую сейчас опирается «Сокол». Они считают, что хоть и понадобится время, но с выпуском МиГ-35 в Нижнем справятся.
«Считаю, что мы готовы, — говорит Павел Васильев. — Два года выпускали тему МиГ-29К-КУБ, успешно справились и вышли на цикл всего за три месяца. Любые проблемы, если случаются, решаем».
В государственной программе вооружений контракт на запуск в производство МиГ-35 планируется на 2016 год. Но уже есть информация, что этот контракт может быть заключён на год раньше или даже к концу 2014 года.