29161

Есть только МиГ. В Нижнем Новгороде будут выпускать истребитель нового типа

МиГ-35 — истребитель нового поколения.
МиГ-35 — истребитель нового поколения. Из фотоархивов НАЗ «Сокол»

Для усиления обороноспособности страны требуются новые современные виды вооружения. Hа модернизацию вооружённых сил в рамках государственной программы до 2020 года будет выделено 23 триллиона рублей. Много это или мало, оценить сложно: в 90-е годы большинство предприятий военно-промышленного комплекса утратили былую мощь и выживали кто как может. Отрасль приходится возрождать почти из руин.

Перед авиастроителями «Сокола» поставлена амбициозная задача — освоить производство современного истребителя МиГ-35, не имеющего аналогов в мире. Корреспондент АиФ.ru посетила нижегородский завод.

МиГ в 90-е

Свободно на такой режимный объект, как авиазавод, не попасть: только через несколько уровней ведомственной охраны. Когда-то «Сокол» назывался просто «Завод № 21», и рабочим при приёме на предприятие не сообщали, какую конкретно продукцию они будут делать. С тех, кто был допущен в особо секретные цеха, брали подписку о неразглашении тайны.

Вот с этого места началось возведение авиационного завода
Вот с этого места началось возведение авиационного завода. Фото: Из фотоархивов НАЗ «Сокол»

Старожилы вспоминают: никому в голову не приходило, что в неприметных корпусах завода делают ещё что-то, кроме примусов, рубанков или табуреток.

Валерий Чкалов работал на Соколе
Валерий Чкалов работал на «Соколе». Фото: Из фотоархивов НАЗ «Сокол»

Тем интереснее своими глазами увидеть, как работает знаменитый авиагигант: в советские годы на Нижегородском авиазаводе «Сокол» трудилось около 25 тысяч человек, и свыше ста истребителей марки МиГ в год поступало на вооружение российских воздушных сил и на экспорт. В 90-е годы истребители МиГ-31 сняли с производства — основной задачей завода стал ремонт и модернизация выпущенных самолётов, продолжающих службу в ВВС РФ.

В вестибюле заводского музея стоит бюст Орджоникидзе: Сокол носил его имя в советское время
В вестибюле заводского музея стоит бюст Орджоникидзе: «Сокол» носил его имя в советское время. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«К началу 90-х годов Министерство обороны решило, что военные самолёты России больше не нужны. Это была катастрофа, — рассказывает директор «Сокола» Александр Карезин. — Практически все заводы авиационной промышленности были брошены на произвол судьбы. Перед нами встал вопрос выживания. У предприятия были средства, чтобы приступить к модернизации и реконструкции производства. На завод пришли новые конструкторы с новаторскими идеями, которые позволили нам уйти от военной тематики и начать выпуск гражданской продукции».

Генеральный директор НАЗ Сокол Александр Карезин
Генеральный директор НАЗ «Сокол» Александр Карезин. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Завод выпустил три опытных самолёта-амфибии «Динго», способного выполнять функции аэротакси. Под сборку 25 ближнемагистральных пассажирских самолётов М-101Т «Гжель» был построен отдельный цех. Выполнялись небольшие заказы Министерства обороны по выпуску учебно-боевых самолётов для лётных училищ.

Финансовый кризис 1998 года положил конец многим проектам. Кредитные средства, которые авиазаводу удавалось привлечь, были скудными, производство сокращалось.

Один из корпусов завода
Один из корпусов завода. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Сейчас на заводе работает в пять раз меньше сотрудников: с 25 тысяч мы сократились до 5 тысяч, — говорит Александр Карезин. — И всё же нам удалось сохранить основной кадровый потенциал, производственную площадку и все свои базовые возможности: «Сокол» способен выпускать истребители типа МиГ по полному циклу: МиГ-29К-КУБ, МиГ-29М-М2, МиГ-31».

Есть только МиГ!

Теперь заводу предстоит освоить выпуск современного самолёта МиГ-35, который относится к истребителям поколения «4++». МиГ-35 в целом похож на МиГ-29К-КУБ, но отличается от него начинкой. Он предназначен для завоевания превосходства в воздушном бою и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и морским целям, не входя в зону ПВО противника. Эта машина оснащена современной авионикой и бортовой радиолокационной станцией «Жук-А»: она позволяет истребителю параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля», обнаруживать цели на расстоянии 148 км, а морские объекты — 250 км, сопровождать 30 и одновременно атаковать восемь целей. Самолёт может выполнять посадку на необорудованных и неосвещённых аэродромах, поскольку он полностью автономен за счёт изменений в системе энергоснабжения машины.

Модель МиГа с лётчиком в музее завода
Модель МиГа с лётчиком в музее завода. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

По мнению военных специалистов, у самолёта высокая боевая устойчивость, а по совокупности боевых и технических характеристик и по соотношению «цена-качество» МиГ-35 можно назвать лучшим лёгким истребителем в мире среди всех выпускающихся аналогов. Поэтому у МиГ-35 огромный экспортный потенциал. Особенно ценно, что не стоит проблема импортозамещения, поскольку большая часть используемых при сборке деталей производится в России.

«Когда наш завод посетил с рабочим визитом вице-премьер Дмитрий Рогозин, — рассказывает Александр Карезин, — он посмотрел цеха, обсудил с нами перспективы развития и однозначно подтвердил, что МиГу-35 — быть. Мы не видим никаких трудностей, за исключением решаемых: нам предстоит увеличить наши мощности и набрать достаточное количество производственных рабочих».

Линейка продукции Сокола выставлена во дворе завода
Линейка продукции «Сокола» выставлена во дворе завода. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Кадры решают всё

Для производства МиГа-35 потребуются квалифицированные специалисты, которых предстоит обучить и обеспечить рабочими местами — на рынке труда таких не хватает. На заводе «Сокол» серьёзно подходят к кадровому вопросу.

«В 90-е годы система профессионально-технического обучения была подорвана, — считает Александр Карезин. — Во многом потеряна преемственность поколений. Тем не менее у нас ещё остались опытные специалисты, которые способны обучить молодых людей тонкостям профессионального мастерства. Поэтому мы, опираясь на собственную учебно-производственную базу, обучаем новичков сами».

Один из таких специалистов-наставников — 60-летний Евгений Комиссаров, слесарь-сборщик летательных аппаратов. Пришёл на «Сокол» сорок два года назад после ПТУ. Он родом из семьи потомственных нижегородских авиастроителей: здесь работали его родители и два брата.

«Старший брат до сих пор здесь работает, — говорит ветеран труда. — Конечно, нас, опытных рабочих, осталось меньше, многие ушли с завода в 90-е. Меня тоже звали работать в автосервис, да не привык я бегать с места на место и к заводу прикипел сердцем. Лет десять, как обучаю мастерству молодёжь. Хорошие ребята, старательные. Жаль, что остались на заводе не все: одних зарплата не устроила, других — отсутствие рабочей нагрузки. Тогда ещё и обучать не на чем было. А сейчас завод возрождается, и у молодых есть перспективы».

Евгений Комиссаров проработал на Соколе 42 года
Евгений Комиссаров проработал на «Соколе» 42 года. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

В цехах очень много молодых рабочих. Например, Юрий Жирков, слесарь-клепальщик, научился своему делу у Евгения Комиссарова с самых азов, с удовольствием работает и уходить никуда не собирается. Нравится работать на заводе и Сергею Пантееву, оператору-сварщику электронно-лучевой сварки.

Наставник Евгений Комиссаров и его ученик Юрий Жирков
Наставник Евгений Комиссаров и его ученик Юрий Жирков. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Я работаю на «Соколе» полтора года, — говорит молодой рабочий. — Мы варим силовую часть самолёта МиГ-29. Интересно работать на современном сложном оборудовании».

Сергею Пантееву нравится работать на современном оборудовании
Сергею Пантееву нравится работать на современном оборудовании. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Но также заводу нужны технологи и инженеры. На кафедре самолёто- и вертолётостроения политехнического университета подготовлено уже пять выпусков конкретно под «Сокол», это помогает решить проблему кадрового дефицита. С третьего курса студенты проходят на заводе производственную практику.

На авиазаводе работает много молодёжи
На авиазаводе работает много молодёжи. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Андрей Терехов, инженер-технолог, и Павел Васильев, старший мастер участка внестапельных работ — представители той самой кадровой базы, на которую сейчас опирается «Сокол». Они считают, что хоть и понадобится время, но с выпуском МиГ-35 в Нижнем справятся.

Андрей Терехов (слева) и Павел Васильев уверены: к МиГу-35 готовы! Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Считаю, что мы готовы, — говорит Павел Васильев. — Два года выпускали тему МиГ-29К-КУБ, успешно справились и вышли на цикл всего за три месяца. Любые проблемы, если случаются, решаем».

В государственной программе вооружений контракт на запуск в производство МиГ-35 планируется на 2016 год. Но уже есть информация, что этот контракт может быть заключён на год раньше или даже к концу 2014 года.

 
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы