История, главным героем которой стал украинец, много лет живущий в России, получила широкую огласку в блогосфере после того, как Ставицкий опубликовал эмоциональный пост в Живом Журнале.
Выяснилось, что IT-специалист вместе с женой, гражданкой России, вылетел из Москвы в Германию. Когда они вернулись в российскую столицу из первого за последние 7 лет отпуска вдвоём, пограничники в аэропорту Домодедово сообщили, что въезд Захару в страну, где его ждали двое детей, запрещён до 2016 года. Самое ужасное, по словам Ставицкого, в этот момент было видеть плачущую жену и не иметь возможности ничего поделать.
«Быстрее расставание — меньше слёз»
«Моя жена тем временем стояла уже за турникетом и ждала меня. Когда через пару минут она позвонила мне и взволнованно спросила, куда я пропал, — я практически в шоковом состоянии сообщил ей эту новость, — описывает программист произошедшее. — Я просидел в служебном помещении под замком ещё с полчаса, пытаясь как-то объяснить, что я не преступник и что у меня семья остаётся без отца. Всё бесполезно. Дальше всё было, как во сне. Нам дали меньше минуты на то, чтобы я передал через турникет необходимые жене вещи и документы, цинично заявив: «Быстрее расставание — меньше слёз». Когда мы познакомились с Анной, был ещё СССР, а потом стало две страны, и мы стали иностранцами друг для друга», — рассказывает Захар.
После семи часов в камере временного содержания — её программист описывает как тесное и грязное помещение, забитое под завязку людьми — Ставицкого выслали из России. Причину высылки украинец с большим трудом выяснил спустя неделю: оказывается, летом, после очередной поездки, его впустили в Россию по заграничному паспорту и не проверили вид на жительство (полученный еще в 2006 году на законных основаниях).
«Граждане Украины без вида на жительство не должны регистрироваться после приезда на место назначения в России, а просто должны соблюдать режим въезда/выезда: не более 90 дней на территории РФ. Вот у меня причиной запрета как раз значится «нарушение режима въезда-выезда», потому что на пограничном контроле не зафиксировали наличие вида на жительство», — поясняет Ставицкий.
Ожидание в зоне конфликта и проблемы на всех фронтах
В настоящий момент Ставицкий живёт между киевским офисом и съёмной квартирой. Её для программиста, к счастью, снимает компания. «Отнеслись с большим пониманием, предоставили всю необходимую помощь, разрешили заниматься вопросом в рабочее время. В случае если всё решится, компания, возможно, обратится в суд и попытается взыскать ущерб, в том числе стоимость аренды квартиры в Киеве», — говорит Захар.
«А вот по улицам стараюсь не ходить. Так посоветовали коллеги из офиса, — рассказывает Ставицкий. — Прямо сейчас идёт штурм, так что реально страшновато, даже в отдалении. Ночью повстанцы громили улицы, на нашей улице пока, слава Богу, тихо, хотя мы всего в двух станциях от Грушевского».
27 января жене Захара позвонили из ФМС Московской области — туда он тоже подавал запрос. Именно они закрыли въезд. По телефону сказали, что сегодня-завтра отправят информацию в ФСБ и что ФМС претензий не имеет. При этом официальной бумаги о признании ведомством своей ошибки у Захара на руках до сих пор нет.
«Всё на словах. Боятся испортить себе статистику? Знакомый адвокат говорит, что надо добиваться от ФМС официальной бумаги о признании ошибки. Они её по непонятным причинам не дают — жена просила выдать везде, куда обращалась», — недоумевает Ставицкий.
Недовольство украинца более чем понятно, ошибка пограничников поставила перед его семьёй сразу ворох проблем. Во-первых, на Захара завязаны «некоторые ключевые участки работы», и компания, по словам Ставицкого, может потерять большого заказчика, если он не успеет решить все необходимые вопросы в силу нахождения за пределами Москвы.. Во-вторых, возникли сложности у близких.
«Анна работает, хотя ей приходится трудно, — продолжает Захар. — В садик дети не ходят — просто некому водить. Я водил обычно в 7:30 утра и потом забирал в 17. А жена не успевает. У неё другой график работы». С женой Ставицкий знаком с 5-ти лет. А родители пары дружат уже 50 лет.
«Пока у жены есть небольшой запас денег, но скоро может потребоваться делать ей международные переводы», — переживает Ставицкий.
Обычно рассмотрение запроса в подобной ситуации занимает месяц. Даже в случае, если пограничники и разрешат въезд, по информации Ставицкого, обновление базы данных на пограничном контроле может занять ещё месяц или даже больше.
«Со слов сотрудницы ФМС, теперь надо ждать 6 недель до снятия запрета. На вопрос, можно ли ускорить (например, можно было бы отвезти ответ в ФСБ самостоятельно), ответили, что «всё зависит от выгрузки в базу данных», которая занимает эти самые 6 недель», — говорит Ставицкий.
Жестокая тенденция
Случай Ставицкого далеко не первый. Летом 2013 года по-новому заработал закон о порядке въезда и выезда из России, и стать персоной нон-грата теперь можно без особых усилий. Не так давно из России выслали известного американского журналиста Дэвида Сэттера. Пять дней просроченной визы гарантировали ему запрет на въезд на пять лет.
27 января издание «Совершенно секретно» сообщило о том, что их журналиста, гражданина Украины Михаила Скрыльникова, готовящего материал об отношении жителей Крыма к событиям, происходящим на Украине, российские пограничники сняли с поезда № 18 Севастополь – Москва, заявив, что в базе ему проставлен запрет на въезд в Россию до 2016 года. По сведениям издания, сроков пребывания в России Скрыльников не нарушал (последний раз пробыл в России менее 90 дней и выехал вовремя 19 января), поэтому совершенно спокойно возвращался в Московскую область, где у него живёт семья (жена и сын).
Украинские пограничники рассказали изданию, что это далеко не первый случай — многие украинцы жалуются — им оформляли запреты УФМС тех регионов, в которых они никогда не были.
На прошлой неделе глава ФМС Константин Ромодановский сообщил журналистам, что на текущий момент более чем 530 тысячам иностранцев запрещён въезд в РФ за нарушение российского законодательства. Он отметил, что 20 % от этой цифры — это результат работы московского управления ФМС. Только за новогодние праздники был закрыт въезд 20 тысячам иностранцев.
«Теперь я буду просить гражданство России сразу после того, как разрешат въезд. А до этого не буду выезжать никуда, чтобы не повторилась ситуация. К сожалению, гражданство делают полгода, придётся отменять запланированный отпуск с детьми на лето, — резюмирует Захар Ставицкий. — Ну, и ещё хотелось бы посоветовать всем, кто приезжает в Россию, максимально внимательно относиться к прохождению контроля и соблюдать все процедуры регистрации. Иначе подобные проблемы будут продолжаться. К сожалению, таковы современные реалии — Россия вынуждена ужесточать контроль».