Примерное время чтения: 5 минут
4476

Из спорта в кузницу. Бывшая спортсменка стала мастером-оружейником

АиФ №46. Наследники князя Потёмкина 13/11/2013
«В кузницу никого не пускаю: не хочу делиться наработанными секретами».
«В кузницу никого не пускаю: не хочу делиться наработанными секретами». / Ольга Хабалова / Из личного архива

Правда, уточняет Наталья, не со всеми заказчиками она готова работать: «Если чувствую, что человек способен применить оружие, которое мне заказывает, не соглашусь делать для него клинок, потому что для меня это не оружие, а произведение искусства. Настоящие ценители, прежде чем взять в руки клинок, надевают перчатки». 

А началось кузнечное дело для Наташи... с вышивки. Известный тульский кузнец Валерий Коптев, земляк Натальи, собирался в Канны для участия в международной выставке. Свой клинок он должен был представлять на столе, по­крытом тканью. Валерий заказал старшей сестре Наташи, известной мастерице, скатерть с ручной вышивкой. Готовую скатерть сёстры принесли кузнецу домой вместе. «Я-то думала, что кузнецы остались только в сказках, а оказывается, нет! - говорит Наталья. - Кузница с горящим горном произвела на меня впечатление. Валера это заметил. Он показал мне 12-килограммовую кувалду: «Сможешь поднять?» - «Смогу». - «А замахнуться?» - «Да замахнусь». - «Тогда приходи завтра работать». 

«Золотой коридор»

Этот короткий разговор изменил жизнь 16-летней Натальи. Она до сих пор удивляется, как Валерий сумел так её прочувствовать - разглядеть в старшекласс­нице будущего талантливого кузнеца. Первые месяцы Наталья убиралась в кузнице, колола дрова, а когда для горна привозили по 6 тонн кокса, она разгружала его вёдрами наравне со всеми.

Потом Валерий стал потихоньку подпускать девушку к работе. Через полгода Наталья уже сама ковала сталь, обрабатывала клинок. «Для дамасской стали надо взять три разных металла, одинаковых по свойству, всё это сваривается электросваркой, - объясняет Наталья. - Затем раздувается горн, он даёт температуру около двух тысяч градусов. И здесь важно уловить «золотой коридор» - температуру, при которой стали варятся в одно целое. «Коридор» очень маленький. Чуть передержишь - всё разлетается, недодержишь - ничего не клеится. В этом коротком «золотом коридоре» и делается та самая знаменитая дамасская сталь. Три исходных металла - как слоёное тесто, которое ты мешаешь, складываешь, опять мешаешь. Потом делаешь узор на стали: мозаику, «дикий» дамаск и множество других. Каждый клинок неповторим, даже я не смогу сделать два одинаковых. Иногда от получившегося узора зависит форма изделия: задумываешь одно, а видишь рисунок - и делаешь другое». 

«Золотой коридор» Наталья чувствует глазами, поэтому и работает без маски, хоть это опасно и зрение садится. Не менее опасно работать на точиле - в глаза летят окалина, камешки. Раньше Наталья в случае травмы ездила к окулистам, те делали заморозку и извлекали из глаза предмет. Теперь, чтобы не терять время, она сама наловчилась и делает эту «операцию» зубочисткой.

Красота труда

​Кузнечным делом она занимается 18 лет, но, по соб­ственному признанию, лишь в последние три года достигла высот, благодаря которым её узнали за рубежом. Стали приглашать на международные выставки, разместили о Наталье статью в самом престижном профессиональном издании на английском языке. Учеников у неё пока нет: «Наверное, во мне эгоизм играет. Пока не хочу ни с кем делиться наработанными секретами, в кузницу никого к себе не пускаю, кроме художника-дизайнера Ольги Хабаловой, она делает рукоятки для моих клинков из редких материалов: бивней мамонта и носорога, чёрного дерева». 

Среди коллекционеров - клиентов Натальи не только мужчины, есть и женщины, которые раз в полгода заказывают новый клинок. И конечно, оружие от Забелиной есть в коллекциях известных людей. Например, у Александра Розенбаума есть сабля и нож, сделанные Натальей. Увидев саблю, певец воскликнул: «Это моё! Удивительно, как мастер угадала мой характер».

Когда-то Наталья мечтала об олимпийском «золоте» в лёгкой атлетике: «Я профессионально занималась спортом, и, когда Валера пригласил к себе в кузницу, я всю ночь не спала, принимая решение, идти или не идти. Спорт и кузница во многом похожи - и там, и там титанический труд. Последние 18 лет я достигала новых высот в работе с металлом, старалась, чтобы у меня получался «живой», а не «мёртвый» дамаск. И в следующие 18 лет тоже есть чем заняться, ведь работа с металлом - это бесконечное творчество. Я не стремлюсь доказать всем и не бью себя в грудь кулаком, крича о том, что мои клинки самые красивые и самые крепкие на свете. Я просто имею возможность показать красоту человече­ского труда... Надеюсь, получается».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах