1. Вам предлагают обязательно попробовать «цеппелины». Это не сбитый и поджаренный немецкий дирижабль, а нечто вроде овальных котлет: свиной фарш в толстой картофельной оболочке плюс сметанный соус. Съесть порцию цеппелинов могут только герои, потому что это настоящая холестериновая бомба. Тем не менее, национальное блюдо туристам очень нравится. Остальные рецепты в местных ресторанах таковы — свинина с картошкой, картошка со свининой, колбаски из свинины, и ещё немного свинины и картошки, с добавлением нужного веса картошки по вкусу. Кроме того, всюду популярны пирожки караимского этнического меньшинства (действительно произведение искусства). Под местное пиво литовская кухня идёт замечательно, вне зависимости от количества картошки.
2. Практически все и везде разговаривают с приезжими из России по-русски, хотя и признаются, что «подзабыли». Иногда с весьма лёгким прибалтийским акцентом, иногда без него. Мат звучит однозначно русский. Интересно идти мимо строительных рабочих, когда они выясняют отношения на литовском, после чего время от времени в адрес оппонента следует красочная тирада на великом и могучем. С русским языком (как и с польским) проще найти работу в туристической сфере, так как туристы активно едут из России и Польши. Лет 27 назад ультранационалисты в Литве соблазняли сторонников приятными лозунгами в стиле — «вашим детям не придётся учить русский язык», однако жизнь рассудила слегка иначе. Даже среди молодёжи русский знают хоть не все, но очень многие.
3. На улицах городов очень мало людей, и в первые минуты кажется, что любой сериал про зомби-апокалипсис надо снимать именно в Литве. Выйдешь так, а улица пустая, и ни души посреди бела дня. Так и кажется, что за соседним углом алчущие зомби притаились. Тому есть два объяснения. Одни специалисты вам скажут — из-за плохой экономики люди массово уезжают работать и жить в Британию, Францию и Германию, и с 1991 года население Литвы официально сократилось с 3 миллионов 700 тысяч человек до 2 миллионов 800 тысяч (а неофициально, говорят, куда больше), и будут правы. Другие скажут — сейчас отпускной сезон, и многие двинулись из столицы на море, и тоже будут правы. Разбирайтесь, пожалуйста, сами — какое мнение вам нравится.
4. Пробки в Вильнюсе — серьёзная редкость из-за малого количества людей, хотя у каждого в семье по 2-3 машины. Вам обязательно кто-нибудь расскажет чудовищную историю, призванную заморозить кровь в ваших жилах: что однажды тёмным-тёмным вечером возвращался он с работы, и внезапно попал в жуткую пробку минут на двадцать — это городские легенды ужасов, призванные заставить человека содрогнуться. Приезжие из России заведомо не дрожат, и это кажется вильнюсцам странным: однако, они молчат из природной вежливости.
5. О правительстве либо ничего не говорят, либо говорят очень плохо. Поскольку такая точка зрения очень популярна вообще по всему бывшему Советскому Союзу, каждый найдёт в таком мнении нечто близкое себе. Литовцы часто начинают ругать события в стране в начале любого разговора, и лучше с ними не соглашаться — едва согласишься, как им это не понравится, и тебя сразу начнут утверждать, что всё нормально и более того — даже хорошо, а временами и вовсе замечательно. У нас есть похожая специфика, если не замечали — сами жизнь свою кроем на чём свет стоит, но если такие же слова скажет иностранец, ему реально несдобровать.
6. Вы видите на рекламных щитах банков предложение ипотеки за 5 процентов. Вы не сошли с ума, и не стали жертвой последствий частых дегустаций литовского пива. Это ещё большая сумма, потому что банки заманивают клиентов, как могут. Но клиенты не ведутся — во-первых, мало строится нового жилья по причине того, что люди уезжают. Во-вторых, если люди уезжают, жильё им тут не нужно. Однако откровенно завидно, да. Будь у нас такие ставки, во всех банках двери бы сломали.
7. Такси все и всегда вызывают по телефону и по приложениям в смартфоне, а на улицах не берут — оно там в 4-5 раз дороже, и счётчики бешеные. Правда, якобы в последние годы такого уже нет, власти навели порядок, однако литовцы к этой системе давно привыкли, и посему бедные таксисты бросаются на заграничных туристов, аки Козлевич из «Золотого телёнка» — «Такси свободен! Прошу садиться». Впрочем, водители упитанны и не выглядят голодными — похоже, туристов легко обмануть, да и счётчик для Западной Европы не катастрофичен.
8. При въезде со стороны Белоруссии литовские таможенники отобрали у вас всё мясное и молочное. При мне такого не было, но я видел, как «просвечивали» абсолютно все чемоданы у людей, приехавших из Минска на поезде. Народ грудью бросался на конфискованную колбасу и сало со сметаной (а многие реально везли целыми сумками, чтобы не тратиться в поездке на еду), но литовцы грустно предлагали ругать их правительство. Пассажиры яростно следовали совету. Правда, «крыть» тут надо конкретно Брюссель, ибо такие правила установил ЕС.
9. Пива подаётся в ресторанах такое количество сортов, что за три дня появляется жестокая опасность алкоголизма. Оно и деревенское, и крафтовое, и вишнёвое, и чёрт знает какое. Литовцы предпочитают пить именно сорта крохотных пивоварен из провинции, а не «официальные» марки — как и мы, они считают, что производители «скурвились», и «гонят лажу из дешёвого сырья». Про пиво литовцы могут говорить весь день, и наливать его вам тоже. Будьте осторожны — возможно, это заговор заставить вас просить политического убежища.
10. Все любят анекдоты про эстонцев. Во-первых, потому что сами не эстонцы, а во-вторых, литовцы не считают себя такими же медлительными, как образ эстонца в народном фольклоре, к тому же говорят без специфического акцента. Если литовцам сказать, что у них «прибалтийский акцент» в русском, они обижаются. Это серьёзно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции