Патриарх Кирилл напомнил, какие уроки мы должны извлечь из тех событий, а также пояснил, почему нельзя слишком вольно трактовать историю даже в художественных произведениях и кинофильмах.
Ровно 100 лет назад в эти дни в нашей стране происходили революционные события. Россия стремительно шла к большевистской революции - на тот момент она была уже неизбежна, в обстановке всеобщего хаоса, фактического безвластия и военного кризиса.
Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История - очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов - как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но ещё и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с ещё невышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом.
События ХХ в. для многих людей - это всё ещё кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за её пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне. Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь - это разные вещи.
Художественный вымысел является драматургическим приёмом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь - это не драматургический приём. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращённый к стране призыв Александра Исаевича Солженицына «жить не по лжи» прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого - в том числе в форме произведений искусства - будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей. Мы все - верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы - призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции