Георгий Гречко, космонавт:
— Можно сказать, что Земля — это большой космический корабль. Казалось бы, и на МКС, и на всей планете отношения между людьми должны быть похожи. Но этого не происходит. Почему? Например, потому что во многих развитых странах процветает капитализм, причём в его наиболее кровавой и грязной форме.
Каждый тянет одеяло на себя, в ходу принцип «человек человеку — волк». Считается, что свобода индивидуума важнее, чем интересы общества в целом. Говорят, что при капитализме «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Но это только красивые слова. В реальности всё иначе: вы ограничиваете мою свободу — и мне проще либо самому вас пристрелить, либо нанять убийцу...
Читайте также: Как изменится жизнь и быт на орбите?
В космосе, к счастью, такого и в помине нет. Если каждый космонавт или астронавт там будет работать только на себя и станет пренебрегать свободой, интересами и даже настроением собрата по полёту, то они могут просто не вернуться на Землю. Существовать в космосе и возвратиться обратно можно только сообща, понимаете? И денег там тоже нет, и собственность очень условная. По сути, на МКС — социализм.
Там все работают на науку, на человечество, в крайнем случае — на свою страну, и во главе стоят не индивидуальные, а социальные вопросы. Будет ли что делить, когда мы начнём осваивать Луну или Марс? Станут ли там столбить участки, воевать из-за них? Не думаю. Первый советско-американский полёт «Союз» — «Аполлон» в 1975 г. проходил под девизами «Рукопожатие в космосе» и «Если мы можем так хорошо взаимодействовать в космосе, то почему бы не поступать так же и на Земле?». Надеюсь, что на этот вопрос мы когда-нибудь ответим правильно. И никто не сможет приватизировать космос — просто потому, что это всех нас, землян, богатство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции