Согласно опросам, 28% студентов не планируют работать по той специальности, на которую пошли учиться.
Так стоит ли увеличивать количество мест в вузах (в том числе и бюджетных), часть из которых в этом году оказались незаполненными, особенно в регионах? И так ли уж нужно сегодня человеку образование?
Александр Попов, директор физико-математического лицея № 31 (г. Челябинск), заслуженный учитель России:
— Я бы по-другому повернул вопрос: сколько образованных людей нужно стране? Давно подсчитано, что для существования государства необходимо 15% хорошо образованных людей. И больше плохо, и меньше плохо. Поэтому получается, что государство, давая образование большему количество людей – из стремления к равенству и справедливости, – впустую тратит деньги.
А от количества перейдём к качеству. Образование какого уровня доступно человеку? Кто и, главное, как учит детей «из уст в уста, минуя письменность», как говорили древние греки? В библиотеке нашего лицея мы собрали коллекцию дореволюционных учебников математики. Вот это было образование! Приведу пример. Два года назад я читал мемуары русских военачальников, в том числе Антона Ивановича Деникина. Так вот, в реальном училище им дали задачу найти среднеарифметическое всех хорд круга. Он её решил. А когда я эту задачу дал учителям и преподавателям вузов современного Челябинска, с ней справились всего два человека. Ещё раз: это были преподаватели вуза. Из учителей не справился никто!
Да, меня могут спросить: зачем решать такие задачи? Ведь они далеко не всем пригодятся в жизни. Но, во-первых, лишних знаний не бывает. А во-вторых, я, математик, знаю множество аксиом, одна из которых гласит: всё, что бесполезно, – красиво. Именно там, в области «бесполезного», рождаются Эйнштейны, Лобачевские.
Нужны ли такие нестандартно мыслящие люди сегодня? Выпускники моего лицея работают во многих странах мира – их «снимают на корню» на втором-третьем курсе московских и питерских вузов. Увы, мы таких ребят спокойно отпускаем, видимо думая, что газ и нефть – наше богатство. Нет, наше богатство – это мозги!
Вообще же любопытство – первобытное чувство, оно даже старше любви. Именно любопытство двигает образовательный процесс. Собственно, оно двигатель всего в этой жизни. Другой вопрос, что много нелюбопытных людей. Хотя, конечно, «во многой мудрости много печали, и умножающий знание умножает скорбь».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции