Владислав Корсак, профессор, президент Российской ассоциации репродукции человека:
— Это очень грустное решение. Демографическая ситуация в стране, несмотря на увеличение рождаемости в последние годы, оставляет желать лучшего. Численность населения неуклонно сокращается, а исправить ситуацию можно двумя путями - увеличив рождаемость и снизив смертность. Лучше, когда работа ведётся в обоих направлениях. Однако сейчас об увеличении рождаемости говорить не приходится...
В репродуктивный возраст вступают девушки, рождённые в годы перестройки. Демографы называют их временем большой демографической ямы. До сих пор помню статистику тех лет. Если в 1988 году в Санкт-Петербурге родились 70 тысяч детей, то в 1989 году - 35 тысяч. В те голодные годы у многих женщин из-за хронического стресса отмечались расстройства цикла и другие нарушения, не совместимые с наступлением беременности. Многие женщины прерывали беременность, не понимая, как можно рожать в том хаосе, в который погрузилась тогда Россия. Детей решались иметь немногие, и сейчас именно эти немногочисленные дети выходят на «демографическую передовую».
Понятно, что ожидать чудес от этого поколения не приходится. А если учесть, что современные молодые люди предпочитают обзаводиться детьми в возрасте 30+, то не нужно быть специалистом, чтобы понять: впереди у нас очередная демографическая яма. В такой ситуации действительно остаётся только бороться за снижение смертности и увеличение продолжительности жизни пенсионеров. Есть и ещё вариант - оказывать поддержку бездетным женщинам, которые хотят иметь детей. Так, кстати, поступают во всех так называемых цивилизованных странах, где уже столкнулись с похожими проблемами. В Дании, например, 4% всех рождённых детей - малыши «из пробирок». В России таких детей - менее 0,5%. Но если демографическая ситуация будет усугубляться - не исключено, что ЭКО-дети станут опорой и надеждой страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции