Вопрос «чему учить?» – краеугольный в образовании.
От ответа на него зависит, как мы станем жить. Будем ли производить свою электронику и создавать свои суперлекарства. Появятся ли у нас свои илоны маски, способные запускать новейшие космические корабли и делать спутниковый интернет. А это ведь, помимо прочего, ещё и вклад в обороноспособность страны.
Павел Скрипниченко, научный руководитель Школы астрономии Kantr Skrip (Екатеринбург):
Астрономии всегда не так много внимания уделялось в школе. До недавнего времени она была придатком физики, а в какой-то период её вообще не было в школьной программе. Результат? Когда мы только начали заниматься популяризацией астрономии, решили выйти на улицы города и задать людям простые вопросы: почему меняются сезоны, зачем нужен високосный год, почему в сутках 24 часа? Вроде бы базовые вещи, но оказалось, что народ в них крепко плавает.
Астрономия играет одну из ключевых ролей в естественно-научном образовании. А оно, в свою очередь, отвечает на фундаментальные вопросы: как возник мир? как появилась жизнь на Земле и как она эволюционирует, как родилась Солнечная система и как она погибнет, что со Вселенной будет происходить дальше?
Эти вопросы на самом деле системообразующие, это основа для мировоззрения. 13,7 млрд лет назад случился Большой взрыв – фактически сотворение мира. Как оно происходило? Это интересно и ребёнку, и взрослому, в любом возрасте мы ищем ответы на эти вопросы.
Вычёркивая астрономию, мы этот базис, эту основу для мировоззрения теряем. Есть кусочек от физики – понятно, от химии – понятно, от биологии – круто… Но в цельную картинку это не складывается, мозаика не собирается.
А отсутствие цельной картины не позволяет видеть связи, значит, не позволяет правильно, рационально относиться к миру. Мир в этом случае сразу становится платформой для мифотворчества и манипуляций, потому что свято место пусто не бывает. Ответы на важнейшие вопросы человек находит не у науки, а в других местах. И тут уже он ни от чего не застрахован.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции