Юрий Белановский:
К середине 12 века в русской письменности получило широкое распространение житие святого Андрея, жившего в X веке.
Имя этого подвижника было настолько популярно, что в 60-х годах XII века эпизод из его жития, а именно сообщение о видении Богоматери, послужил основой для установления нового русского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.
Об Андрее Юродивом
О святом Андрее Юродивом известно из его жития, составленного предположительно в X — XI веках. Автором этого повествования назван константинопольский священник Никифор, лично знавший святого.
Андрей Юродивый родился в Скифии, в Юности был продан в рабство богатому жителю Константинополя. В доме своего хозяина мальчик получил образование и был назначен секретарем. Будучи христианином, Андрей очень любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. В жизнеописании говорится, что однажды Андрей увидел сон, где он боролся со страшным бесом и победил его, после чего Сам Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. Суть этого подвига состоит в отречении от мирской жизни ради служения Богу, в нелицеприятном свидетельстве перед миром о правде Божьей и воле Божьей. С внешней стороны этот подвиг состоит в подражании безумству, в некоторой имитации психических болезней ради сокрытия своих духовных подвигов и добрых дел. Андрей, поведав об этом сне священнику Никифору (впоследствии написавшему его житие), решился принять вид безумного. Через несколько месяцев хозяин, думая, что его секретарь сошел с ума, приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в лохмотья, он терпел нужду и голод, собирал милостыню, много помогал таким же, как и он, бездомным, обличал нравы горожан, отвращая многих от греха.
По свидетельству священника Никифора, Андрей Юродивый весь день обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церквях города. В житии говорится, что однажды вечером под субботу (сохранилась дата — 14 октября по н. с.) Андрей зашел в так называемую Влахернскую церковь, где находилась великая святыня — часть одежды Божией Матери, привезенная из Иерусалима еще в V веке. В храме шло богослужение. Святой Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица вошла в храм в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова и молилась вместе со всеми. После молитвы Божья Матерь, сняв с головы плат, распростерла его над собравшимися в храме в знак своего покровительства и помощи. Юродивый нищий Андрей рассказывал, что видел Божью Матерь, плакавшую о мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклоненно молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нем».
Бытует мнение, что святой Андрей видел Божью Матерь в трудные для Константинополя времена. Многие думают, что именно в те дни город был осажден войском киевского князя Аскольда и чудесно спасен после всеобщей молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Однако скорее всего в этом случае в народном сознании произошло смешение двух разделенных несколькими десятилетиями событий: спасения Константинополя от войск Аскольда (около 860 года) и видения Андрея Юродивого (самый конец IX — начало X веков).
Об установлении праздника
Вообще, надо сказать, что церковная история знает множество примеров явного свидетельства о помощи Божьей христианам. Немало примеров говорят о заступничестве ангелов, святых и Пресвятой Богородицы. Церковный календарь, в основе своей сформировавшийся в Византии с 5 по 11 век, содержит дни памяти таких случаев. Но совсем немногие такие праздники стали значимы, а то и уникальны на Руси так, как праздник Покрова Божьей Матери. Наверное, малая популярность некоторых византийских памятных дат обусловлена тесной их связью с конкретным временем и местом.
С праздником Покрова произошло обратное. По свидетельству некоторых русских паломников, в Константинополе какое-то время помнили о видении святому Андрею и даже в храме во Влахерне было иконографичекое изображение этого чуда. Однако со временем, как и многие местночтимые праздники, эта история ушла из народной жизни и осталась только в жизнеописании святого Андрея.
Однако на Руси это свидетельство оказалась, что называется, в нужное время и в нужном месте. Наши предки имели особое отношение к Божьей Матери, русским издревле была свойственна особая любовь к Богородице, и поэтому достаточно частное свидетельство об сугубом покровительстве или покрове Божьей Матери пришлось по сердцу русским христианам. Трудно объяснить почему, но факт особого благоговения, особого почитания очевиден. Народное сознание именно с заступничеством Божьей Матери связывает свои надежды.
Русские христиане сумели рассмотреть в том видении, которое, кстати, трудно исторически идентифицировать, удивительное внеисторическое, вненациональное, можно сказать, богословское свидетельство о глубине тех отношений, в которые вступают христиане с Матерью Господа Иисуса Христа. Удивительное отношение русских христиан к Богородице нашло свое воплощение в молитве в честь этого праздника: «Дева в этот день предстоит в Церкви, и со святыми невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, и апостолы с пророками ликуют: ради нас Богородица молит Превечного Бога».
Если взглянуть исторически, то мы увидим, что Князь Андрей Юрьевич Боголюбский хорошо знал житие своего святого тезки — Андрея Юродивого и почитал этого святого. Именно из жития он узнал о предстательстве Пресвятой Богородицы. В 1164 году князь ходил войной на камских болгар, одержал несколько побед над ними. Может быть, его беспокойство и чаяние помощи Божьей или благодарность Богу за победы помогли князю Андрею Боголюбскому не только обратить внимание на видение Богородицы святому Андрею, но и увидеть в нем глубокий богословский смысл и установить в честь этого события праздник.
В одной из рукописей ХII века приводятся слова князя: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Очень показательно, что вскоре после установления праздника вновь построенные храмы стали посвящать Покрову. Так появился прекраснейший русский храм, именуемый «Покров на Нерли».
О значении праздника
Приведем размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова о. Сергия Булгакова, в юности уходившего от христианской веры в марксизм, но вернувшегося в «дом отчий» и ставшего в страшное советское лихолетье, свидетелем христовой веры. В проповеди, произнесенной в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле, отец Сергий говорит: «...Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Материал был впревые опубликован 14/10/2009