Владимир Морозов, председатель Общественного совета при Рослесхозе
Формально леса в России государственные, а на деле – ничьи. Арендаторы ведут рубку, не задумываясь, что будет через несколько десятилетий. Появились арендаторы-рантье, которые сами в лесу не работают, а сдают его в субаренду. Местные чиновники не обращают на всё это внимания: лишь бы деньги в бюджет поступали. А лесничества идут на поводу у региональных властей, которым они подчиняются.
Самый страшный пример – Иркутская область. С 2008 по 2016 г. незаконная рубка на её территории увеличилась в несколько раз! Местная общественность обвиняет заготовителей из Китая. Но ведь подписывали договоры с китайскими компаниями конкретные чиновники, контролируют их работу конкретные лесные инспекторы. Китайцы хозяйствуют так, как им вольно или невольно разрешило работать само российское государство.
И точно так же я не стал бы перекладывать всю ответственность за лесной кризис на бизнес. Цель любого предприятия – прибыль. Большинство компаний строит свои планы с горизонтом 3–5 лет. Но деревья растут долго. В лесу всё надо планировать на 100 лет вперёд. Кто на это способен? Только государство!
Вот почему Лесной кодекс РФ нуждается в корректировке. Управление лесами важно вернуть с регионального уровня на федеральный. Рослесхоз должен заниматься долгосрочной стратегией развития отрасли и контролировать, как соблюдаются нормы лесоустройства и лесоуправления в целом. Лес в аренду следует передавать только российским компаниям, занимающимся глубокой переработкой древесины и внедряющим передовые технологии. А договоры с остальными арендаторами стоит разрывать, если не проводится качественное лесовосстановление или не выполняются другие условия. Государство обязано проявить волю и стать реальным хозяином лесного достояния страны. Если этого не произойдёт, все планы сохранения лесов, намеченные в национальном проекте «Экология», так и останутся на бумаге.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции