Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН
Международная организация историков (а это примерно 150 руководителей исторических институтов со всего мира) периодически проводит генеральные ассамблеи. Очередную ассамблею в сентябре 2017 г. они решили провести в Москве. Более того, участники настаивают на том, чтобы совместить ассамблею с конференцией по русской революции.
Тема, которая их больше всего интересует, - «Роль и место русской революции в истории XX века».
Это не просто так. Революция шла под лозунгами социальной справедливости, альтернативного, нового устройства общества. Наши западные коллеги даже больше, чем мы сегодня, признают и понимают это. В частности, ими поднят важнейший вопрос - насколько социальное развитие стран мира шло под влиянием русской революции.
Скажем, на Западе прекрасно отдают себе отчёт в том, что теория и практика социального государства - порождение русской революции. И совершенно логично заявляют, что без этого не было бы ни современной Швеции, ни современной Германии, ни современной Франции. Да и Евросоюза как такового, поскольку в его основу положены левые, социалистические принципы. В социальном плане Россия тогда опередила весь мир на целую эпоху, задав новый, невиданный доселе стандарт общественного устройства.
Этот интерес - показатель того, как воспринимают нашу революцию в мире. В ней видят не только кровь, страдание и бедствия, в чём нас некоторые стараются убедить. Её воспринимают как свершение, действительно перевернувшее жизнь планеты. Событие, многие факторы которого актуальны и по сей день.
История не укладывается в одну линеечку. Чем дальше мы от тех времён, тем лучше понимаем, сколько разных факторов существовало в нашей революции и как они потом себя проявили. Один из заложенных революцией факторов развития привёл к появлению уникального советского проекта, для которого мы выбрали специальный термин - «советский вариант модернизации». Это и строительство огромного количества крупных центров и предприятий, и насильственная коллективизация, и массовые репрессии, и однопартийная система. Но одновременно - взлёт науки, культуры, образования… Потрясающий феномен истории XX в. Та самая альтернатива, с оглядкой на которую протекала, да и сейчас протекает вся жизнь Земли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции