Примерное время чтения: 7 минут
6582

На пороге войны. К годовщине Карибского кризиса

Радиус покрытия ракет, дислоцированных на Кубе.
Радиус покрытия ракет, дислоцированных на Кубе. Commons.wikimedia.org

Историк Клим Жуков:

В начале 1960 годов случилась история, едва не приведшая мир к Третьей мировой войне. Началась она в Вашингтоне, продолжилась в турецком Измире, достигла высшей точки напряжения на Кубе, а потом вовлекла в себя добрую половину планеты, замершей в тревожном ожидании. Кубинцы называют те события Crisis de Octubre, а мы более привычно: Карибский кризис. 

Конец 1950-начало 1960 годов — это период значительного нарастания напряжённости международной обстановки. Всего пятнадцать лет прошло после счастливого 1945 года, но история, казалось, ничему не научила основных интересантов большой политики. Генералы с оглушительным грохотом «лязгали доспехами»: гонка вооружений набирала обороты. То, что эти вооружения были, в том числе, ядерными, придавало ситуации «особую томность».

Казалось, что приверженцы реальной политики настолько заигрались, высекая искры по всему миру, что любая из этих искр могла разжечь чудовищный мировой пожар. 

Судите сами:

1950 год, США развязывают войну в Корее и только помощь СССР и Китая спасают молодую республику на Севере полуострова.

1953 год. ЦРУ и Ми-6 проводят операцию «Аякс» по свержению законного правительства Мохаммеда Масаддыка в Иране.

1954 год. Президент Гватемалы Хакобо Арбенс имел неосторожность провести ряд важных земельных реформ в собственной стране, ущемив интересы международного гиганта United Fruit Company. США организовало переворот, поддержанный и прямым военным вмешательством. Операция PBSUCCESS привела к власти режим фашистский Кастильо Армаса, обрекая суверенную страну на сорок лет непрекращающейся гражданской войны.

1956 год. Президент Дуайт Эйзенхауэр санкционирует вторжение США в Ливан и отправляет боевые корабли США к Тайваню, угрожая КНР военной силой.

1961 год. США руками наёмников пытаются задушить революцию на Кубе. Операция в Заливе свиней оканчивается полным провалом, а Кубу буквально толкают в объятия единственной страны, которая в тот момент была в состоянии оказать действенную поддержку — СССР.

Именно так начинались обе предыдущие Мировые войны — с серии локальных конфликтов и «лёгких, ни к чему не обязывающих» интервенций.

Главной целью, конечно же, была не Куба и не Гватемала и даже не Китай, а СССР. Для максимальной убедительности при либерале Кеннеди США разместили ядерные ракеты средней дальности «Юпитер» на территории Турции — в Измире. Подлётное время до целей в Союзе составило около 10 минут.

Советское правительство не могло не реагировать. Ведь ядерные потенциалы обеих стран смешно было даже сравнивать. США располагало 6000 боеголовок, а СССР всего 300. США могло выпустить в небо армаду из 1300 стратегических бомбардировщиков, а в море — девять атомных крейсеров с ракетами «Поларис» на борту. СССР требовался срочный ассиметричный ответ, когда США буквально подарило его, вынудив Фиделя Кастро идти на сближение с Москвой.

20 июня 1962 года началась операция «Анадырь» по перебазированию на Кубу группировки ракетных войск с частями технического обеспечения и прикрытия. Непосредственно руководил операцией генерал Исса Александрович Плиев. К слову, принадлежавший той когорте, которую разнообразные недоучки привыкли называть «тупыми буденовскими кавалеристами». Тупой кавалерист провёл сложнейший комплекс мероприятий блестяще.

24 ракеты Р-14 и 36 ракет Р-12 с пусковыми установками и личным составом, два полка крылатых ракет с тактическими ракетами «Луна», четыре мотострелковых полка, две дивизии ПВО, истребительный авиаполк и отдельную истребительную эскадрилью (всего более 50 самолетов), вертолётный полк, полк береговой обороны с 8 ракетными установками «Сопка», 11 подводных лодок, 2 крейсера, эсминцы и минно-торпедные корабли — всё это было доставлено на Кубу быстро, чётко и в срок. А главное — тайно. До середины октября Вашингтон не подозревал, что в четверти часа лёта расположились 70 советских мегатонн в тротиловом эквиваленте. Вот такой «тупой кавалерист» был Исса Плиев.

Тем не менее, резкую активизацию советских грузоперевозок скрыть было нереально. Регулярные облёты самолётов разведчиков U-2, которые считались неуязвимыми для средств ПВО, смогли вскрыть развёртывание стратегических ракет. 15 октября очередная порция фотоплёнок была расшифрована и Кеннеди, ещё 4 сентября заявлявший в Конгрессе, что советских ракет на Кубе не имеется, вынужден был признать, что несколько погорячился с такими выводами. Армия и флот США были переведены в режим боевой готовности DEFCON-3. 20 октября началась морская блокада Кубы.

Блокада, как известно, является актом войны. Таким образом, США в одностороннем порядке выступили с агрессией против суверенного государства. Ведь размещение ракет не могло нарушить никаких международных правил и договорённостей, а вот блокада — могла и нарушала. По сути, с момента открытия «карантина» Кубы мир оказался на грани ядерной катастрофы. Отныне любая случайность могла запустить неуправляемую цепную реакцию — стоило у кого-то сдать нервам.

Так, подводная лодка Б-59 ВМФ СССР, прорывавшаяся к берегам Кубы, была блокирована эсминцами США и обстреляна с самолёта. Так как эсминцы глушили связь, командир корабля решил, что началась война и был готов дать залп в ядерном снаряжении. И только хладнокровие старпома капитана 2 ранга Василия Архипова спасло положение. Кодовая фраза «Прекратите провокации» стала ответом на обстрел. А ведь всё могло с лёгкостью обернуться иначе, настолько накалённой была обстановка, когда всё зависело от исполнителей на местах. Солидные господа в Вашингтоне посеяли такой ветер, что мир едва не пожал бурю. В коридорах большой дипломатии закономерно и ожидаемо раздались вопли «а нас за что?!»

23 октября Кеннеди требовал от посла СССР Добрынина, чтобы тот гарантировал, что советские корабли будут соблюдать условия морского карантина. На что Добрынин указал на незаконность блокады и явную абсурдность требований американской стороны.

Вооружённые силы США получили степень боевой готовности DEFCON-2. Для понимания: DEFCON-1 — это фактически начало полномасштабных военных действий.

В это время в Совбезе ООН как лев бился советский представитель Валериан Александрович Зорин, а начальник штаба ВВС США Кёртис Лемэй требовал открыть военные действия, вплоть до ядерного удара по СССР. «Токийский инквизитор», 10 марта 1945 года сжёгший заживо более 80 000 человек в столице Японии, вообще был видным специалистом по «вбамбливанию в каменный век».

27 октября ракета комплекса ПВО С-75 «Двина» сбила над Кубой «неуязвимый» U-2. Пилот погиб. Военные советники Кеннеди требовали приказа о незамедлительной силовой реакции, но президент, к всеобщему счастью, оказался то ли слабоват, то ли достаточно благоразумен, начисто блокировав подобные инициативы. «Чёрная суббота» — день, когда мир балансировал на лезвии бритвы.

Ранним утром 28 октября Кеннеди «сдал назад».

Он вызывал посла СССР Добрынина, заявив, что США готовы к дипломатическому урегулированию. В Москву ушла телеграмма:

«1) Вы (СССР) согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу.

2) Мы же, со своей стороны, согласимся — при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, — а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу».

Начались переговоры. Итогом стала разрядка. Америка выводила ракеты «Юпитер» и «Тор» из Турции и Европы, гарантировала Кубу от военной агрессии. СССР в ответ должен был увести стратегические силы с Острова Свободы.

Так историческая практика очередной раз подтвердила старую истину: si vis pacem — para bellum, хочешь мира, готовься к войне. Это серьёзный урок современникам. Империалистические круги понимают единственный язык — и это язык силы. К счастью на дежурстве всё ещё стоят ракеты, родом из СССР, снаряжённые термоядерной начинкой, родом оттуда же. Пока это так, и до тех пор, пока есть твердая воля применить их в случае агрессии, очередная мировая бойня маловероятна. И не последнюю роль сыграли в этом герои операции «Анадырь», доказавшие, что нет действия, которое не рождает противодействия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах