Минпромторг представил впечатляющий план спасения гражданской авиации России.
6 июня на Камчатке разбился Ан-26, погибло 28 человек. Возраст потерпевшего крушение самолёта – 39 лет, средний возраст авиапарка этого перевозчика – 30,4 года. У других компаний, летающих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, не лучше: Нарьян-Марский объединённый авиаотряд – 28,7 года, Чукотавиа – 33,8 года, «Полярные авиалинии» (Якутия) – 36,1 года, «Хабаровские авиалинии» – 29,7 года. Конечно, возраст в авиации не показатель, но проблема очевидна.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:
Счет уже на триллионы
Что предлагает Минпромторг? Из Фонда национального благосостояния для налаживания серийного производства, вывода на рынок и поддержки продаж отечественных гражданских самолётов выделяется 1,6 трлн руб. Ещё 300 млрд выделят из госбюджета. План предусматривает выпуск к 2030 г. 735 воздушных судов, в т. ч. МС-21, Sukhoi SuperJet 100, Ил-114, L-410 и «Байкал», а также пяти типов гражданских вертолётов. Предполагается, что это позволит обеспечить закупку российской гражданской авиатехники отечественными авиакомпаниями с госучастием и доведёт загрузку гражданского сегмента предприятий авиапрома до 80–90%.
По мнению ряда авиаэкспертов, авиакомпании смогут наконец получить реальную альтернативу господствующей у них в парке в последние два десятилетия иностранной авиатехнике. Для справки: в 2020 г. из 1020 самолётов в парке российских авиакомпаний иностранные составляли 74%.
МС-21
Основной упор в плане Минпромторга делается на МС-21 вместимостью 200 мест – главную надежду нашего гражданского авиастроения. Ожидается, что он составит конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737, наиболее массовым на рынке. Совершено уже 500 полётов. Первые серийные поставки МС-21-300 должны начаться в конце 2022 г. с постепенным доведением выпуска к 2025 г. до 36 самолётов в год. К декабрю 2027 г. авиакомпаниям планируется поставить 120 самолётов МС-21 и создать на «Иркуте» вторую линию по их производству с целью выпуска к 2027 г. уже 72 самолётов в год. К концу 2023 г. намечена и европейская сертификация МС-21 для его вывода на зарубежные рынки.
Важным направлением производства МС-21 является импортозамещение – оснащение крылом из российских композиционных материалов, новыми российскими двигателями ПД-14 и другим российским оборудованием (пока МС-21-300 оснащён американскими двигателями Pratt & Whitney). В дальнейшем планируется создать уменьшенный вариант этого самолёта МС-21-200 вместимостью 160 пассажиров.
Сейчас МС-21 находится на этапе испытаний – с момента полёта первого опытного образца в 2017 г. построено уже пять лётных прототипов, в т. ч. один МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Ведётся и строительство первых серийных самолётов. Как сообщил на встрече с президентом Путиным глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, «машина востребована, только на отечественном рынке в ближайшие 10 лет будет закуплено 600 МС-21».
Sukhoi SuperJet
Другим «фронтменом» российского гражданского авиастроения останется производимый в Комсомольске-на-Амуре региональный пассажирский самолёт Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) вместимостью 100 мест. Как сообщил на той же встрече с Путиным Юрий Слюсарь, сейчас эксплуатируется 155 самолётов, ещё 30 будет поставлено в течение этого года. «Мы потихоньку приходим к тому, что «Суперджет» становится основой парка региональных самолётов и на этой машине в основном у нас люди будут внутри страны передвигаться, в том числе минуя Москву», – сказал глава ОАК. Предполагается, что будет выпускаться 24–36 машин в год.
Сейчас Объединённая авиастроительная корпорация планирует создать самолёт Sukhoi SuperJet New с широким импортозамещением и установкой российских двигателей ПД-8 (вместо применяемых сейчас российско-французских). Ранее сроком создания SuperJet New назывался 2023 г., однако сейчас очевидно, что самолёт полетит уже только во второй половине десятилетия.
Ил-114
Продолжаются работы и по созданию турбовинтового регионального самолёта Ил-114-300 вместимостью 50–60 пассажиров, представляющего собой обновлённый вариант разработанного в конце советского времени Ил-114. Этот самолёт оснащён российскими двигателями. Лётные испытания первого опытного образца были начаты в конце 2020 г., старт серийного производства ожидается в 2023 г. Предполагается выпускать по 12 самолётов Ил-114-300 в год. В ОАК надеются, что рынок повысит спрос на эту машину.
Малая авиация
Большое место в планах развития «малого» сегмента российской гражданской авиации занимает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург). Государство сейчас серьёзно ставит задачу возрождения в России местных воздушных линий и небольших самолётов, пришедших в полный упадок в постсоветский период. (В 2019 г. на местных авиалиниях в стране было перевезено 2 млн пассажиров – менее 2% от общего объёма воздушных перевозок.)
На УЗГА разработано два перспективных проекта: освоение лицензионного производства 19-местного самолёта L-410, изготавливаемого на чешском предприятии в Куновице, контролируемом российской группой УГМК. Этим летом в Екатеринбурге собран уже 50-й L-410. Ведутся работы по созданию самолёта с российским движком вместо применяемых сейчас чешских.
Производится в Екатеринбурге и 9-местный «Байкал», призванный заменить на местных линиях и в народном хозяйстве легендарный Ан-2. Испытания первого опытного образца «Байкала» должны начаться в этом году, а серийное производство может быть запущено с 2023 г. в Улан-Удэ. Самолёт в серии также должен получить новый российский турбовинтовой двигатель.
Таким образом, предлагаемая Минпромторгом программа покрывает практически все основные сегменты гражданского авиастроения, от 9-местного лёгкого самолёта до массового 200-местного магистрального реактивного пассажирского. Неясным пока остаётся вопрос с дальнемагистральным самолётом. Ведущиеся работы по созданию обновлённого варианта советского 4-двигательного Ил-96 под обозначением Ил-96-400М не имеют коммерческой перспективы, а программа создания совместного 2-двигательного российско-китайского CR929 пока находится в неопределённости и если и будет реализована, то, видимо, лишь к концу десятилетия.
Если план Минпромторга по развитию российского гражданского авиастроения будет поддержан президентом и правительством, то мы уже в ближайшие годы сможем увидеть коренной перелом как в авиастроении, так и в оснащении парка российских авиакомпаний отечественными самолётами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции