Почему у нас не получается остановить пресловутую утечку мозгов?
Алексей Кавокин, физик-теоретик, руководитель лаборатории в СПбГУ, профессор Университета Саутгемптона (Великобритания):
— О катастрофической утечке мозгов, которая в 1990-е гг. выбросила за границы нашей страны десятки тысяч учёных, писалось много. Казалось бы, эти тяжёлые времена давно позади. Но, если верить результатам этого опроса, отъезд продолжается. Ситуация кажется парадоксальной: государство выделяет на науку всё больше денег, зарплаты заметно выросли, многие научные группы получают гранты. В чём же причина?
На мой взгляд, корень проблемы — в отсутствии у отечественных учёных ощущения стабильности и уверенности в будущем. А также в безумном разгуле бюрократии. И то и другое — плоды грантовой системы финансирования науки в России, когда доходы учёного зависят главным образом от размера выигранных им грантов. Тот, кто сумел получить многомиллионный грант, выплачивает себе и подчинённым хорошие надбавки. Тот, кому не повезло выиграть, сидит без денег. Написание проектов и отчётов по ним отнимает у среднего российского учёного львиную долю времени. Жизнь проходит в погоне за новыми грантами. Это изматывает даже самых успешных исследователей.
Неудивительно, что в таких условиях многие предпочитают западные позиции с гарантированной достойной зарплатой. По этой же причине западные учёные пока не едут в Россию в массовом порядке. Как объяснить английскому или французскому профессору, что, хотя его зарплата в России номинально будет в 3-5 раз ниже, чем в Англии или Франции, за счёт грантов он, возможно, сможет поднять её до приемлемого уровня? Выход из создавшегося неприятного положения — в массовом создании в России постоянных позиций профессора или старшего (ведущего, главного) научного сотрудника с европейскими, гарантированными на долгие годы вперёд зарплатами.
При этом необходимо запретить обладателям грантов платить самим себе надбавки. Пусть лучше тратят деньги с грантов на зарплаты постдоков (научное исследование, выполняемое учёным, получившим докторскую степень. — Ред.) и аспирантов, научное оборудование, командировки и т. п.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции