Игорь Белобородов, демограф, социолог, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований
Поведение Брейвика абсолютно логично. Он живёт в обществе, где всё позволено. Законодатели Северной Европы загнали свои народы в ловушку и в итоге оказались в ситуации, когда им очень сложно парировать выходки брейвиков: каким бы подонком и изувером ни был человек, сколь разрушителен ни был бы его образ жизни, будь то педофил, маньяк, террорист, он в любом случае вполне вписывается в современное европейское общество.
Да, по инерции они ещё как-то пытаются изолировать таких людей. Но изоляция эта является декоративной. Брейвику разрешён доступ в Интернет, он имеет достаточно комфортные условия содержания и время от времени устраивать эффектные публичные шоу на заседаниях суда. Целые слои тамошнего населения ему, вероятно, завидуют. Ряд эмигрантов, сбежавших из горячих точек, с удовольствием, мне кажется, согласились бы на такое пожизненное содержание.
Что будет дальше? Вариантов два. Либо североевропейцы окончательно деградируют в правовом и политическом смысле. И, к примеру, коллегия присяжных будет формироваться на принципах толерантности, доведённых до абсурда, - туда войдут экстремисты и преступники, которые станут оправдывать своих. Второй вариант: Европе стоит поучиться у России. Негодяев, подобных ему, наше общество люто презирает. И правовая система в их отношении работает слаженно.
Поведение Брейвика показывает всем, насколько губительна снисходительность к насильникам и убийцам.
Скандинавскую модель в этом смысле целесообразно именовать «обществом коллективного самоубийства». Оно уничтожает само себя. Медленными, но верными шагами его членов приучили терпеть самые разнообразные человеческие мерзости и пороки. И сегодня мы видим там вместо общества совокупность индифферентных и равнодушных друг к другу людей, которые потенциально готовы принять всё.
Система, которая позволяет человеку «зиговать» в суде, не исправляет его, а скорее потворствует его худшим склонностям. Это идеология защиты прав ради самой защиты прав. Никакой социальной пользы она не несёт. Вместо того чтобы отказаться от неё, в Европе только усугубляют ситуацию: множат брейвиков и позволяют им наглеть дальше.
Мнение автора можетне совпадать с позицией редакции