Во-первых, Багдасарян-старший, оплачивающий все штрафы любимой дочери, намерен добиваться возврата ей прав. А во-вторых, у Мары есть единомышленники, которые катаются, показывая, в каком именно месте они видели все эти суды и их постановления.
Роман Носиков, публицист, спецкор Федерального агентства новостей:
«Нечего мне стесняться!»
Один из них, Вартан Саркисов, на пешеходном переходе насмерть сбил мужчину, шедшего в церковь. Другой, Игорь Ишаев — внук Виктора Ишаева, экс-губернатора Хабаровского края, — устроил крупную аварию на МКАД. В ней получил переломы ног его друг и пассажир Мурад Балакеримов. Это брат Карахана Балакеримова, полицейского, что вылетел из МВД за злостное пренебрежение ПДД.
Что хочется отметить в связи с этими событиями? Облажаться может каждый — такова уж природа человека и молодости. Весь вопрос — в отношении к сделанному, в способности принять ответственность, трезво оценив свои действия.
На данный момент из всех перечисленных признал свою вину только Саркисов. Багдасарян всеми способами пытается увильнуть от реального наказания, прочие дерзят обществу в соцсетях. Карахан Балакеримов: «Мы не подчиняемся — мы рождены приказывать!» Игорь Ишаев: «Нечего мне стесняться! Я готов поспорить, что у всех была авария в жизни, но вас тронула именно моя история только потому, что я успешнее, богаче вас?! Ваша зависть от вас так и прёт! Кто вы все такие? Кто вложил это в ваш маленький мозг? Ждите <...> в гости. И даже если вы прячетесь за замочком в соцсетях, это вам не поможет» (орфография авторов сохранена. — Ред.). Судя по его блогам, Игорь уже пересел в новенькую Audi.
О природе неравенства
Все эти высказывания говорят об одном: авторы их свято верят в то, что неровня они всем тем, кто остался там, внизу, на иных социальных уровнях.
И ненависть основной массы граждан к этим гонщикам объясняется вовсе не въевшейся в нас совковой привычкой к уравниловке. На самом деле народ не против неравенства вообще. Народ против очень конкретного неравенства — того, которое не объясняется разумными доводами. Неравенство должно быть обосновано общественной полезностью — тогда оно приемлемо. Общественная полезность того же «успешного» Игоря Ишаева под большим вопросом. Он не произвёл никаких благ, которые могли бы уравновесить его машины и развлечения. Просто сложившаяся система распределила блага, созданные другими людьми, в пользу Ишаева.
Российское общество, глядя на эти выкрутасы «золотой молодёжи», пытается понять, с какой угрозой оно столкнулось. Но не может выдавить из себя ничего, кроме сакраментального: «Вот уроды!» Беспомощное изумление общества и неспособность определить угрозу можно объяснить тем, что словосочетание «социальная природа преступности» выпало сегодня из обихода. Даже если мы вспоминаем это выражение, то перед глазами возникает не миллионер в спорткаре, а некто в китайском «адидасе» и с обрезком трубы в руках. Этих «пацанов с района» вроде бы ничего не объединяет с Багдасарян, Ишаевым и прочими «золотыми» мальчиками и девочками. Но на самом деле это две стороны одной медали — сверхрасслоения общества.
В обществе человек, склонный к клептомании, может стать рыбаком или коллекционером. Вне общества он станет вором. Человек, испытывающий удовольствие от убийства, в обществе становится охотником, военным. Вне общества — гопником. Человек, нуждающийся в постоянном выбросе адреналина, может стать лётчиком, космонавтом — если он социализован, или стритрейсером — если он вне общества, если он чужак. Но и мы для него чужаки. Ему чужды наши проблемы, наши законы, наши армия и космос.
Культура, в том числе правовая, — это производная от образа жизни. А он определяется экономическими отношениями, способом добычи материальных ресурсов. Способ этот что у «золотого» мальчика, что у гопника один и тот же — присваивающий.
Дети и из сверхбогатых, и из сверхбедных семей воспринимают общество как враждебный объект. Для сверхбедных оно — машина подавления, лишающая человека судьбы. Для сверхбогатых — парк развлечений, где возможно удовлетворить любой свой каприз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции