Павел Иванов, гл. ред. журнала «Авиапанорама», кандидат технических наук
В прошлом году я посмотрел документальный фильм о состоянии малой авиации в Якутии. Впечатление гнетущее. Людям из отдалённых посёлков приходится платить 20 тыс. руб. за билет, чтобы добраться до поликлиники. А если речь идёт о роженицах или тяжелобольных, нуждающихся в срочной медпомощи? В своё время мне довелось общаться со Святославом Фёдоровым, всемирно известным офтальмологом. Он сетовал, что санитарная авиация в стране развалилась. На свои личные средства Фёдоров приобрёл вертолёт - летал на консультации и операции в другие города, спешил помочь людям.
С того разговора прошло 17 лет, а санитарная авиация по сей день не возродилась. Это же касается и авиации, которая занимается обработкой полей и лесов. Страну всё одолевают саранча, жук-древоточец. Потери для народного хозяйства огромные!
А ведь местные воздушные линии (МВЛ), которые раньше соединяли между собой посёлки и города, - это кровеносная система нашего государства. Как развивать без неё удалённые районы Севера и Дальнего Востока?
В глубинке большая часть авиапарка - прошлый век. Где МиГ-110, С-80, Ан-38, почему Ил-114 не запускали в производство более 25 лет?
Отрадно, что Сибирский научно-исследовательский институт авиации проводит комплексные исследования по созданию перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок. И плоды их труда - самолёты ТВС-2МС - уже проходят опытную эксплуатацию на Севере и Дальнем Востоке. Но пока это капля в море. Слишком долго мы закрывали глаза на состояние дел в нашей авиации.
Малая авиация сегодня держится на человечности и невероятной ответственности людей, которые в ней работают. Но бесконечно выезжать на энтузиазме и самопожертвовании лётчиков, диспетчеров, инженеров, игнорируя их насущные потребности, нельзя. Так не должно быть!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции