В последние годы большую активность проявляет «историческая наука» на Украине. Под нажимом политической конъюнктуры местные историки стремятся всеми силами «углубить» её историю и даже представить её чуть ли не прародительницей европейской демократии. Киевские геродоты теперь выводят украинцев чуть ли не из III тысячелетия до н. э. «Прочие шведы» где-то там просто затерялись среди украинских степей. А вот историю того, как Н. Хрущёв своевольно подарил Украине Крым в недалёком 1954 г., стараются позабыть. Учёные бьют тревогу: история всё чаще становится инструментом политической борьбы, а ещё чаще - политических спекуляций.
Другой известный мотив - территориальная проблема. Сторонники той или иной географической интерпретации пытаются задним числом расселить своих предков на тех участках земель, которые либо вообще им не принадлежали, либо пребывают в статусе спорных территорий. Подобная практика наглядно иллюстрируется на примере Нагорного Карабаха, земли которого до сих пор оспариваются и Арменией, и Азербайджаном.
Кто изобрёл радио?
Насилие над историей нередко приобретает и форму замалчивания исторических событий. Нежелание признать тяжёлые (нередко позорные) факты собственной истории и по сей день приводят к межгосударственным конфликтам. Известно стремление Турции снять с себя историческую ответственность за геноцид армян в 1915 г.
Читайте также: Гибель народа. Краткая история геноцида армян в Османской империи
Яблоком исторического раздора нередко являются важные научные открытия и инженерные находки. Тут споры идут за престиж первооткрывателей. Хрестоматийным примером является история изобретения радио. Первенство до сих пор оспаривают немцы (Г. Герц), американцы (Т. Эдисон), французы (Э. Бранли) и многие другие. В России изобретателем радио традиционно считается А. Попов. Нам так больше нравится.
История, особенно история XIX и XX вв., даёт множество подтверждений тому, как попытки объявить ту или иную страну путеводной звездой напрямую вели к войне. Всем памятно, к какой катастрофе привело стремление нацистской Германии перекроить мировую историю под нужды своей политики. И именно в Германии в 20-40-е гг. ХХ в. фальсификация истории приобрела всеобъемлющий характер. Правке была подвергнута даже история Иисуса Христа: в Берлине было официально провозглашено, что Иисус вовсе и не еврей, а… пришелец с Кавказа. Звучит почти актуально.
Русская правда
Попытки написать «свою правду» неоднократно случались и в России. Одним из первых любителей подправить историю был Иван Грозный. Созданный по воле царя (с благой целью обучения царских и боярских детей) свод исторических летописей, «Лицевой свод», по его же повелению был подправлен в угоду политической конъюнктуры тех лет. В последние главы «Лицевого свода» были внесены множественные (реальные и облыжные) обвинения бояр в тяжких грехах и злодеяниях. Тех, разумеется, бояр, которые, впали в царскую немилость.
С учётом высочайших мнений в России писались и многие другие труды. «История государства Российского» Н. Карамзина, по сути дела, является не столько историей России, сколько историей царей. Со всеми вытекающими верноподданническими и патриотическими интерпретациями. Не зря же император Александр I даровал Карамзину звание официального российского историографа. Пушкинское поколение читало 12-томную историю России взахлёб: так много Карамзин привнёс туда новых сведений из летописей и малоизвестных публике документов. Однако острый на язык Пушкин, уловив тенденциозность труда, написал по этому поводу довольно сердитую эпиграмму:
«В его „Истории“ изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута».
История - самая весёлая вдова, сказал кто-то из шутников. И в самом деле: кто только не танцевал на её страницах, кто не играл в «угадай-ка историю». Эти игры в России были очень популярны в течение всего ХХ в. Пользуются они успехом и поныне. Угадай, кого назовут душителем России, а потом объявят спасителем! Или наоборот…
Вот же Николай II. В течение всех лет советской власти был Николаем Кровавым, игрушкой в руках Распутина и своей немецкой жены… А теперь - смотрите-ка! - причислен к лику святых. Пётр Столыпин при Ленине был «вешателем», мастером повязывать «столыпинские галстуки» (активно вешал революционеров), а сегодня и реформатор, и преобразователь России. Отлитый в бронзе, он недавно был в полный рост поставлен перед Домом правительства.
Железной рукой
Жестокой правке русская история подверглась при большевиках. И неслучайно, что по итогам этих идеологических правок о нашей истории стали говорить так: она непредсказуема. Началось это при Ленине, который ввёл в обиход марксистский взгляд на историю - как на историю борьбы труда и капитала, пролетариата и буржуазии.
Но совершенно исковеркали российскую историю (особенно современную) при Сталине. По мере нарастания культа личности и разворачивания террора из истории исчезали и целые периоды, и целые группы людей. Из созданного при личном участии Сталина «Краткого курса истории ВКП(б)» были выброшены (кроме Ленина) практически все деятели, сыгравшие решающую роль в подготовке и проведении революции 1917 г. А целый ряд виднейших революционеров и политиков были объявлены предателями.
Характерна судьба ближайших соратников Ленина - Троцкого, Зиновьева, Бухарина, Каменева, Рыкова. Ошельмованные сталинской историографией и убитые после театрализованного судилища, они и до сих пор не нашли своего места в советской истории. А суд над Троцким, главный «исторический суд» Сталина, закончился убийством Троцкого в Мексике - агент НКВД зверски зарубил соратника Ленина ледорубом.
* * *
В городском музее Амстердама в одном из залов висит забавная картина. Утро, молодая служанка, прикрывая нос рукой, выплёскивает из окна третьего этажа содержимое ночного горшка - прямо под колёса проезжающего по улице экипажа. Не самый, согласитесь, привлекательный эпизод из жизни знаменитого города. Городские власти (из соображений престижа) могли бы, наверное, посоветовать работникам музея сослать картину в запасники. Но не посоветовали. Значит, в отличие от многих интерпретаторов истории понимают, какой она должна быть - история. Она должна быть честной. Даже если иногда и попахивает не тем, чем хотелось бы политикам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции