Даже несведущему человеку ясно, что и жителям юго-востока Украины, и тем беженцам, что оказались в России, нужны медикаменты и медицинское оборудование, нужны предметы первой необходимости (прежде всего средства гигиены), нужны продукты питания и вода, нужна одежда. Всё это можно или купить, или собрать натурой. Деньги можно пожертвовать в Интернете или в ящики для пожертвований. Вещи можно сдать в некоторых пунктах приёмки. Казалось бы, всё просто.
Почему важны посредники?
Представьте себя на месте пострадавшего. Ну, вот у вас сегодня есть всё и... вдруг не осталось ничего. Как бы вам наиболее комфортно обустроить хоть какое-то минимальное пространство вокруг себя? Правильно, купив то, что сочтёте нужным. Никто, кроме вас, не знает точно, что поможет вам выжить и в материальном, и в психологическом плане. Поэтому нужнее всего деньги. При этом мнение каждого пострадавшего основано во многом на эмоциях, достаточно индивидуально, а порой и эгоистично.
А теперь с другой стороны. Личный запрос в подавляющем большинстве случаев не совпадает с мнением жертвователя! Подумайте. Если вы хотите дать деньги, то рассуждаете примерно так: ну лекарства, ну тёплая одежда, ну хлеб, вода... Но парное мясо, красивые летние босоножки, утюг и электропечь немецкой марки — это уже излишества.
Совместить эти крайние позиции, проранжировать запросы и возможную помощь и, как результат, ответственно эту помощь оказать могут авторитетные и профессиональные благотворительные организации. Это своего рода посредники между теми, кто попал в беду, и теми, кто желает помочь.
Каждый жертвователь надеется, что его «лепта» превратится в гарантированную помощь. Не все, но многие понимают, что гарантия обеспечивается авторитетом того, кто собирает деньги или вещи. Но не только! Главное — это профессионализм. Оказание помощи — целая цепочка дел. Первое звено в ней — адекватная оценка запроса. Последнее — публичный отчёт о проделанной работе и потраченных средствах. При этом запрос определяется не столько желанием пострадавших, эмоциями и слезами, сколько опытом и компетенцией помогающей организации.
Итак, работа благотворительной организации-посредника — это оценка ситуации, запрос, сбор средств, закупка, транспортировка, организация гуманитарной помощи (раздача и контроль за эффективностью), оценка новых запросов. И всё это должно быть финансово прозрачным, чтобы жертвователи видели, сколько всего собрано (и в чём роль каждого) и видели, сколько и какими средствами сделано.
Мы, как жертвователи, призваны довериться благотворительным организациям. Они же, имея опыт, должны сами принимать решения, кому и как помогать, и, что очень важно, должны нам отчитаться.
Авторитет благотворительной организации и её опыт важны ещё и вот почему. Информация, к примеру, о беженцах в Ростовской области очень противоречивая. СМИ называют цифры от единиц до сотен тысяч. Причём правдивы, вероятно, меньшие. Информация о том, что происходит непосредственно на юго-востоке Украины, почти непроверяема даже в Интернете. Эмоциональных посылов много, но что за ними стоит?
Читатели «АиФ» помогли детям беженцев пойти в школу →
Что жертвовать?
Прежде всего, скажу, что жертвовать нужно именно то, что нужно пострадавшим, а не то, что не нужно жертвователям!
Думаю, понятно, что больше всего нужны деньги, ибо только они дают возможность оперативно откликаться на самые разные нужды и отвечать на очень индивидуальные запросы, если эти запросы оправданы и проверены. Наличие денег снимает множество проблем с транспортом, логистикой, переходом границ и т. д.. Нужны, конечно, и вещи, и бытовая и строительная техника, и стройматериалы. Но нужны они в соответствии со списками, предложенными теми самыми посредниками — благотворительными организациями.
Про одежду
Кажется, как просто помогать одеждой! Собери старое барахло, распихай в пакеты и куда-то отнеси. Помощь оказана... Но это не так!
Одежда нужна только целая, чистая (стиранная), неветхая и сортированная. Нижнее бельё должно быть только новым! Недопустима мысль о том, что раз беженцы и так беженцы, нечего им жить с претензиями, пусть берут то, что нам не нужно, пусть пришивают пуговицы, вставляют молнии, сами отстирывают грязь, пусть ходят в безразмерных обносках и т. д..
Запомните, беженцы — такие же, как и мы. «От сумы и тюрьмы», как говорится... Вы бы стали носить вещь с чужого плеча, грязную, не по размеру и без застёжек?
Но это только начало. Главная история — раздача одежды. Когда каждый из нас хочет приобрести себе брюки — нам нужен магазин, где есть выбор, где есть примерочные, где правильно организовано пространство. С бесплатной одеждой всё точно так же. Её нельзя просто сгрузить в мешках в степь. Это, как минимум, приведёт к тому, что нуждающиеся будут брать всё подряд с запасом, а потом просто выкидывать ненужное. Чтобы минимизировать потери и максимально помочь, необходимо одежду рассортировать, грамотно разместить по помещению, предоставить возможность её осмотра и выбора, примерки. Необходимо организовать и некоторый порядок, чтобы не было обезумевших толп людей, сносящих всё на своем пути.
Поэтому одежду можно жертвовать только через те организации, что умеют с ней работать. Не жертвуйте в никуда, не жертвуйте, если нет внятного объяснения, что будет с одеждой. Жертвовать безответственно — всё равно, что выбросить.
Кстати, в СМИ была информация о нецелевом расходовании пожертвованных бытовых вещей и одежды в Ростовской области. Пусть это исключения, но факты есть. Появились спекулянты, барыги, забирающие помощь ещё на стадии транспортировки, особенно если это бытовая техника или строительный инструмент и материалы.
Как же выбрать благотворительную организацию-посредника?
Выбор благотворительной организации достаточно прост. Главное — выключить эмоции и включить разум. Думаю, даже из сказанного выше уже многое понятно. Вот простые критерии.
1. Имя организации должно быть известно и, желательно, авторитетно.
2. Должны быть известны не только юридический, но и фактический адрес, телефоны, ФИО руководства, доступные для звонка или письма по e-mail сотрудники. На сайте должны быть размещены уставные документы.
2. Сайт должен информировать о текущей работе. Должно быть ясно, что организация живая, что она не первый день (а лучше, не первый год) занимается благотворительностью, что у неё есть завершённые проекты.
3. На сайте должно быть сказано, на что собираются средства (вещи) и в каких объёмах.
4. В случаях с Украиной желательно, чтобы был указан партнёр на её территории. Управлять деньгами, закупками, распределением денег и вещей из Москвы трудно, почти невозможно.
5. Организация должна хотя бы раз в месяц информировать о поступивших пожертвованиях и отчитываться о своей работе и расходовании средств.
Через кого бы я не помогал?
Для примера. На днях я встретил на улицах Москвы палатки некоего православного благотворительного фонда, названного в честь русского святого. Фонд собирает деньги, якобы для поддержки «Донецкой народной республики» на основании якобы договора с руководством этой самой республики. У фонда есть сайт, из которого трудно понять, на что конкретно идут деньги, как они будут потрачены на юго-востоке Украины. Отчётов нет вообще. Следует упомянуть о противозаконности юридического обоснования для сбора средств. Юридически никакой ДНР не существует. Российская Федерация не признаёт такого субъекта. Это значит, что никакого запроса и тем более договора не существует, и Фонд может потратить деньги на что угодно в рамках никому не известного устава. Если бы был договор (и он был бы опубликован), то можно было бы судить о том, для чего по-настоящему собираются деньги. Кстати, такой фонд-мошенник может потратить наличность, собранную на улицах, вообще на что угодно!
Кому я доверяю?
Известно, что на юго-востоке Украины уже работает Доктор Лиза. Для пострадавших жителей средства собирает и Благотворительный фонд «Предание», который не один раз доказал свою эффективность и профессионализм. Фонд помогал и при пожарах и при наводнении.
Беженцы с Украины: как живут люди, бегущие от войны
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции