Последнее обновление: 12.02.2015 г.
Что такое канон?
В православной традиции слово «канон» используется во множестве значений. Большей частью – это какое-либо правило, к примеру, состав книг Священного Писания, или дисциплинарное предписание (церковный закон), или иконописные правила, или порядок и особенности совершения богослужения. Канон Андрея Критского – из другой области. Он и многие другие каноны – своего рода гимны, церковные богослужебные песни, составленные в определённой, строго выдержанной литературной форме. Такие каноны – это не просто молитвы, читаемые на богослужении, а законченная по смыслу последовательность, состоящая из 9-ти групп молитвенных стихов, называемых также песнями.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/896/94e466921360e486b2cdd757bf028e62.jpg)
В первые века христианское богослужение состояло, в основном, из чтения книг Ветхого и Нового Завета, пения молитв, большей частью псалмов. Пелись и так называемые библейские песни – молитвы, воспетые пророками и праведниками в наиболее важные события их жизни и жизни Израильского народа. Библейские песни составляют цвет библейской поэзии, вдохновлённой религиозными переживаниями. Среди авторов библейских песен – пророки Моисей, Исайя, Иона. Сюда относят и песни Пресвятой Богородицы, а также Захарии – отца Иоанна Крестителя. Именно библейские песни и легли в основу канонов.
К VII веку выработалась практика во время богослужения перемежать стихи (строки) библейских песен молитвами (тропарями), составленными христианами в честь Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых. Эти тропари со временем вытеснили сами песни и составили каноны, которые сегодня являются неотъемлемой частью одного из традиционных богослужений – утрени. Вероятно, впервые большие и полные каноны начал писать святой Андрей архиепископ Критский.
Об Андрее Критском
Андрей Критский (660–740) – византийский оратор, учитель, поэт (гимнограф). Родился и получил образование в Дамаске. В молодости поступил в братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где был пострижен в монашество. К концу VII века Андрей переехал в Константинополь, а в самом начале VIII века был рукоположен в епископы на остров Крит. Вскоре, видимо, боясь государственных и церковных властей, он поддержал насаждаемую ими ересь «монофелитства», в чём впоследствии раскаялся и воссоединился с православными. Сохранились сведения, что на Крите Андрей строил церкви, устраивал приюты и богадельни.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/488/9083f92465c78c1502ce8b92006895be.jpg)
Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелодий, автор множества молитв и богослужебных песен и гимнов. С его именем некоторые учёные связывают появление самого жанра 9-типесенного канона, используемого ныне повсеместно. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный великий канон, состоящий из 250 стихов. Кроме этого, Андрею Критскому принадлежат около 70-ти канонов, в том числе и каноны на главные церковные праздники.
Канон Андрея Критского
Канон в поэтической форме представляет собой как бы внутренний диалог человека со своей душой. Вернее, это обращение к душе в виде коротких стихов (тропарей) с напоминаниями из книг Священного Писания, размышлениями о своих грехах, призывами к покаянию, надеждой на милосердие Божие. Традиционно считается, что покаянный канон, читаемый в первые дни Великого поста, задаёт христианам определённый тон и смысл подготовки к Пасхе. Встретить воскресшего Христа Спасителя может прежде всего нуждающийся в Нём, ожидающий Его, надеющийся на милость и благость Божию.
В первой песни канона Андрей признаётся, что без Христа Спасителя он не может победить зло и грех, и вспоминает из Евангелия многие добрые примеры в надежде на прощение и помощь Божью. Другие семь песен канона – воспоминания наиболее известных и значительных персонажей и событий Ветхого Завета ради напоминания себе о злодеяниях и добродетелях и о благости Божией. Андрей взывает к бдительности и трудам ради борьбы со злом и понуждению себя к добру. Среди прочих Андрей вспоминаетАдама, Еву, Каина, Авеля, Ноя, Иова, Авраама, Иакова, Иосифа и его братьев, Давида, Соломона, Илию, Иону. В последней девятой песни Андрей обращается к Новому Завету, напоминая себе и читающим о жертве Христовой, о спасении во Христе. Автор канона вспоминает притчи Господни и события из жизни Иисуса, где Христос в ответ на веру прощал грехи и исцелял от болезней.
Чтобы не пересказывать, приведу некоторые стихи (тропари) канона в русском переводе. Думаю, что даже без комментариев вполне возможно оценить красоту, поэтичность и глубину назидания этих молитв.
Стихи канона Андрея Критского
С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишённым Бога, лишённым Божией благодати вечного царства и блаженства за грехи мои.
Облёкся я в разодранную ризу, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь. Посмотрел я на красоту дерева и прельстился умом; потому лежу нагим и стыжусь. Погубил я первозданную красоту и благообразие моё и теперь лежу нагим и стыжусь.
Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных.
Ты замыслила, душа, построить башню и воздвигнуть твердыню своими вожделениями; но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю построения твои.
Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил отеческую землю и сделался странником; подражай его решимости.
Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот, беги от Содома и Гоморры, беги от огня всякого безрассудного пожелания.
Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала ему в мужестве, не имела твёрдой воли во всём, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою.
Исповедаюсь тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа – этот плод чистоты и целомудрия. Владыко Господи, Иосиф был некогда во рве, во образе Твоего погребения и воскресения; я же что когда-либо Тебе подобное представлю?
Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе в купине узреть явление Бога. Моисеева рука да уверит нас, душа, что Бог может убелить и очистить прокажённую жизнь; и не предавайся отчаянию, хотя ты и поражена проказою.
Я пал от невоздержанности, как Давид, и осквернился; но, Спаситель, омой и меня слезами.
Некогда великий Соломон, будучи исполнен благодати премудрости и сделав злое перед Богом, отступил от Него; ты сама, душа, ему уподобилась своею достойною проклятия жизнью.
Прошли мои дни, как сон пробудившегося; посему я плачу на своём ложе, подобно Езекии, чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия поможет тебе, душа, если не Бог всех?
Колесничник Илия, взойдя на колесницу добродетелей, вознёсся превыше всего земного, как бы на небеса; помышляй же, душа моя, об его восходе.
Из Ветхого Завета всех я представил тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных и, напротив, избегай грехов людей порочных.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/003/138/9d84bc29fe95ec57b2cf4ade0d3864cb.jpg)
Господь, постившись в пустыне сорок дней, взалкал наконец, обнаруживая Своё человеческое естество: посему не унывай, душа, если враг устремится и на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих.
Господь прикосновением к одежде исцелил кровоточивую, очистил прокажённых, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и словом уврачевал согбенную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.
Спаситель, как Ты спас воззвавшего Петра, поспеши спасти и меня, избавь, простёрши Свою руку, и изведи из глубины греха.
Тихое пристанище вижу в тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.
Я, Спаситель – драхма с царским изображением, которая в древности потеряна для Тебя; но, засветив светильник – Своего Предтечу, взыщи и найди Свой образ.
Не окажись, душа моя, с отчаяния хуже хананеянки, у которой словом Божиим за её веру исцелена дочь; взывай Христу, как она, из глубины сердца: сын Давидов, спаси меня.
По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен ими, покрыт язвами; но Ты Сам, Христе Спаситель, приди и исцели меня.
Хотя я и грешен, Спаситель, но знаю, что Ты – человеколюбив: наказываешь с состраданием и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и, как Отец, спешишь призвать блудного сына.
Посреди земли Ты устроил спасение, милосердный, чтобы мы спаслись; Ты распялся на древе добровольно; и отверзся заключённый Едем; небесное и преисподнее, творение и все спасённые народы поклоняются Тебе.
Время жизни моей кратко и наполнено огорчениями и пороками; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью противника (сатаны); Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною.
Неделя о блудном сыне: евангельская притча в живописи | Фотогалерея
![Притча о блудном сыне служит иллюстрацией к одному из центральных положений христианского вероучения: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7). Притча учит нас нас быть благодарными, уметь признавать свои проступки и прощать.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/d0e5756983970d08c0e23b0b0a1aaaef.jpg)
![Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Картина, ради которой многие специально едут в Россию. На ней изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/386b0b18ebc78501f39e1bb4d1aa8d11.jpg)
![Это первая работа Джейма Тиссо по сюжету притчи о блудном сыне. Она помещена в обстановку средневековья.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/8dedfa82d3c17ee79998224e1d55a7e0.jpg)
![На этой картине сын, одетый в лохмотья, стоит на коленях перед своим отцом, который обнимает его или делает жест прощения или благословения. Один или несколько слуг несут одежду блудному сыну. Старший брат принимает его холодно. На заднем плане на убой ведут теленка, поскольку он является жертвой, принесённой во искупление греха.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/608bc4d80c48955141d3bebd92e497e2.jpg)
![«Блудный сын» – это прообраз и всего падшего человечества, и каждого несчастного, который удаляется от Бога и предается своеволию.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/5bfad31c195b9c4b8153712d068f9d65.jpg)
![В это воскресенье – Неделю о блудном сыне - и два последующих воскресенья на Всенощной поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который описывает страдания евреев в Вавилонском плену и их скорбь о родной земле.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/4477686265ecaefefdef3cea86c1650f.jpg)
Неделя о блудном сыне: евангельская притча в живописи | Фотогалерея
![Притча о блудном сыне служит иллюстрацией к одному из центральных положений христианского вероучения: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7). Притча учит нас нас быть благодарными, уметь признавать свои проступки и прощать.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/d0e5756983970d08c0e23b0b0a1aaaef.jpg)
![Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Картина, ради которой многие специально едут в Россию. На ней изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/386b0b18ebc78501f39e1bb4d1aa8d11.jpg)
![Это первая работа Джейма Тиссо по сюжету притчи о блудном сыне. Она помещена в обстановку средневековья.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/8dedfa82d3c17ee79998224e1d55a7e0.jpg)
![На этой картине сын, одетый в лохмотья, стоит на коленях перед своим отцом, который обнимает его или делает жест прощения или благословения. Один или несколько слуг несут одежду блудному сыну. Старший брат принимает его холодно. На заднем плане на убой ведут теленка, поскольку он является жертвой, принесённой во искупление греха.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/608bc4d80c48955141d3bebd92e497e2.jpg)
![«Блудный сын» – это прообраз и всего падшего человечества, и каждого несчастного, который удаляется от Бога и предается своеволию.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/5bfad31c195b9c4b8153712d068f9d65.jpg)
![В это воскресенье – Неделю о блудном сыне - и два последующих воскресенья на Всенощной поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который описывает страдания евреев в Вавилонском плену и их скорбь о родной земле.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/175/4477686265ecaefefdef3cea86c1650f.jpg)