Что за вулкан обнаружен на дне Баренцева моря?

Категория:  Загадки планеты
Ответ редакции

На глубине 400 метров в Баренцевом море обнаружен вулкан, получивший название Грязевой вулкан Бореалис. Об открытии сообщили в Арктическом университете Норвегии.

Вулкан расположен в 130 километрах к югу от Медвежьего острова в Баренцевом море, внутри кратера шириной 300 метров и глубиной 25 метров. Он извергает грязь, жидкости и газ из недр планеты.

Грязевой вулкан Бореалис.
Грязевой вулкан Бореалис. Фото: Арктический университет Норвегии/ AKMA3

«Наблюдение за извержением подводной грязи в режиме реального времени напомнило мне, насколько жива наша планета», — говорит профессор Джулиана Паньери, руководитель экспедиции и главный исследователь проекта.

Скорее всего, вулкан является результатом катастрофического естественного извержения, в результате которого резко высвободилось огромное количество метана в конце последнего периода ледникового периода 18 000 лет назад.

Его кратер населяет богатое сообщество обитателей морского дна. Уникальная среда включает морских анемонов, губок, в том числе плотоядных, морских звезд, кораллов, морских пауков и ракообразных. Внутри кратера также есть участки с щетинистыми червями и обширными скоплениями бактерий.

Грязевой вулкан Бореалис диаметром около 7 метров и высотой 2,5 метра постоянно извергает флюиды, богатые метаном. Поскольку метан является сильнодействующим парниковым газом, это открытие поможет исследователям понять потенциальное влияние локализованных, но устойчивых явлений на глобальный баланс метана и его воздействие на экосистемы. «Понимание эволюции и состава флюидов могут дать представление о том, что происходит на других планетах», — говорит Паньери.

Фото: Арктический университет Норвегии/ Google

До обнаружения вулкана Бореалис, единственным известным грязевым вулканом, существующим в норвежских водах, был грязевой Хокон-Мосби, открытый в 1995 году. Он расположен на глубине 1250 метров на морском дне к югу от Шпицбергена.

Эти необычные вулканы, говорят ученые, являются прямым окном в недра Земли, поскольку преимущественно извергают воду и мелкие отложения с глубины от нескольких сотен метров до нескольких километров. Другими словами, это окна в прошлые среды, существовавшие на Земле.

Самый низкий вулкан в мире (не считая подводных)

Даллол — действующий вулкан во впадине Данакиль, находится на северо-востоке Эфиопии, недалеко от границы с Эритреей. Он известен своими специфическими пейзажами, похожими на внеземные, напоминающими поверхность Ио, спутника планеты Юпитер.

Самый высокий вулкан в мире

Охос-дель-Саладо признан самым высоким вулканом в мире — 6893 метра над уровнем моря. Также он является самой высокой вершиной в Чили и второй (после Аконкагуа, 6962м) по высоте горой в Южной Америке.

Где в мире нет действующих вулканов?

Австралия находится на самом безопасном материке, расположенном на целой тектонической плите. Поэтому он не имеет действующих вулканов, которые обычно находятся возле границ и разломов этих плит.

Источник:
partner.sciencenorway.no