Что за эффект Моны Лизы, который используют бабочки?

Категория:  Животные
Ответ редакции

Европейские биологи провели эксперимент, чтобы выяснить, как действует защитный окрас некоторых видов бабочек. Для этого они предложили цыплятам съесть несколько муляжей насекомых, на которые предварительно были нанесены различные рисунки. Статья об исследовании опубликована в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Многие животные используют защитную окраску. Она бывает разных типов. Например, маскирующая, позволяющая скрываться на фоне местности (как у богомола, который прикидывается частью растения) либо угрожающая, когда жертва сама притворяется хищником. Круги на крыльях бабочек, как выяснили исследователи, служат как раз второй цели.

«У многих видов жертв есть глазные пятна: парные отметины, которые часто состоят из двух или более концентрических кругов, — пишут они в своей статье. — Хищники настороженно относятся к такой добыче, потому что ошибочно принимают пятна за глаза позвоночных. Мы использовали наивных домашних цыплят в качестве хищников искусственной жертвы, похожей на мотылька, чтобы проверить гипотезу об эффективности этой окраски».

Учёные из Института химической экологии Общества Макса Планка (Германия) изготовили несколько разных муляжей бабочек и нанесли на их крылья рисунки, похожие на глаза хищников и на узоры реальных перепончатокрылых. Затем они предложили цыплятам съесть приманку (точнее, попробовать это сделать). Авторы эксперимента замеряли, сколько времени требуется птенцу, чтобы приблизиться и атаковать жертву с разных направлений.

Оказалось, что цыплята действительно реагируют на круги, изображённые на крыльях. Они очень осторожно и медленно приближались к муляжам, если «глаза» смотрели прямо на них, и более охотно атаковали с других сторон. Нападения происходили реже, если зрачки «глаз» расположены в центральных частях крыльев и при этом ещё обведены контрастными кругами, что характерно для многих реальных видов перепончатокрылых. По словам ученых, птицам казалось, что на них направлен взгляд притаившегося хищника, и это отпугивало их. Они сравнили это с воздействием, которое оказывают портреты (к примеру, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи) на зрителей: нам кажется, что глаза эти людей следят за нами, откуда бы мы на них ни смотрели.

«Эта особенность пятен объясняет, почему многие виды обзавелись такой маскировкой независимо друг от друга. Обман зрения, порождаемый этим узорами на крыльях бабочек, воздействует на большое число позвоночных животных», — говорит Ханна Роулэнд, биолог из Института химической экологии Общества Макса Планка и руководитель исследовательской группы.