С другой стороны от Читы сельские поселения Ингодинское и Домна-Ключи окружены горящим лесом. Пожарных машин не хватает, лес тушат своими силами добровольные пожарные дружины, сформированные из местных жителей.
В эти минуты происходит эвакуация жителей сёл Смоленка и Карповка и кооператива «Забайкалец». С маршрутов по просьбе властей сняли более 20 городских автобусов — их отправили на помощь в горящие районы.
Всего же на территории Забайкальского края действует более 50 пожаров на площади 4,8 тысяч гектаров.
В столице края Чите — смог, едкий дым раздражает глаза и дыхательные пути. В воздухе — гарь и пепел, астматики и аллергики жалуются на ухудшение здоровья.
К пожарам не готовы
Забайкальцы со страхом встретили наступившую весну. Многие хорошо помнят события прошлых лет, когда огненная стихия уносила жизни людей. Достаточно вспомнить трагедию в Большой Туре Карымского района. 30 апреля прошлого года верховой пожар перекинулся на территорию воинской части. Тогда начали взрываться армейские склады с боеприпасами. Взрывы разрушили дома у людей, но, самое главное, погибли 10 человек! А в апреле 2012 года в селе Баян-Булак Агинского бурятского округа за считанные часы сгорело 20 жилых домов, через неделю огонь прошёлся по Нижнему Цасучею, уничтожив несколько двухквартирных домов и 36 тысяч (!) га реликтового Цасучейского бора.
Как вышло, что ошибки прошлых лет, стоившие краю очень многого, не были учтены в этому году? Стихия снова бушует.
Весна в Забайкалье в этом году выдалась на редкость тёплой, сухой и ветреной. Оттого, говорят специалисты, и пожароопасный сезон начался на неделю раньше обычного.
В середине марта жителям нескольких районов запретили выходить в лес без согласования с краевой Гослесслужбой. А уже 25 марта режим ЧС и особый противопожарный режим был введён на всей территории Забайкалья.
По результатам проверки Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Забайкальский край признан не готовым к пожароопасному сезону 2015 года. Не завершена подготовка сил и средств пожаротушения, численность работников пожарных формирований была меньше, чем положено, укомплектованность техникой составляла 84 процента. Прокуратура региона в связи с этим вынесла представление губернатору Забайкальского края Константину Ильковскому и представителям региональной Государственной лесной службы.
— К сегодняшнему дню сделано всё, чтобы устранить недочёты, в том числе закуплены ГСМ, укомплектован штат, закуплена необходимая одежда, — комментирует Руслан Балагур.
Первые жертвы
Первый в этом году лесной пожар произошёл в районе посёлка Атамановка Читинского района 19 марта. Лесник сообщил о возгорании. Экипаж огнеборцев выехал на место незамедлительно. Возгорание было небольшим, но всё осложнялось ветреной погодой. Скорость ветра достигала 15 м/с, а это значит, и пожар двигался по лесному массиву с такой же скоростью.
— Несколько раз нам приходилось отступать, — вспоминает Александр Галимов, начальник лесопожарного формирования Беликмишеского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз». — В прямом смысле бросали всё и отходили от огня. А потом, через некоторое время, снова бросались на борьбу со стихией. Дважды вызывали подкрепление. И лишь к вечеру, когда ветер стих, удалось локализовать пожар.
Угрозы жизни населению тогда не было. Но огонь мог перекинуться на питомник, в котором выращиваются саженцы сосен для лесовосстановительных работ. Защитить питомник — дело чести специалистов зелёного хозяйства.
Самыми страшными специалисты называют степные пожары, которые очень быстро перекидываются на лес или сёла. И хотя чиновники уверяют, что в этом году угрозы населённым пунктам нет, в Забайкалье уже есть первые жертвы огненной стихии. Два человека обгорели, и ещё одна женщина погибла.
— В результате двое человек получили ожоги, а одна женщина погибла, — констатирует Егор Марков, сотрудник Следственного управления СК России по Забайкальскому краю.
Недавно представители Международной независимой экологической организации «Гринпис» России фактически обвинили власти Забайкалья в умышленном искажении и сокрытии реальных фактов о количестве пожаров.
— Руководству края, видимо, очень страшно признавать реальные масштабы бедствия — ведь если их признать, то придётся отвечать и за очевидную задержку с введением режима ЧС, и за массовые фактически бесконтрольные палы сухой травы, — отметил Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис» в России на лесном форуме.
Забайкальские чиновники оправдываются: «Данные с космомониторинга завышаются». Но в чём даже не пытаются оправдываться представители власти, так это в том, что долги перед привлечёнными организациями за прошлый год ещё не выплачены.
«Долг — свыше 70 миллионов рублей, — признаётся Руслан Балагур. — Из них 3,2 миллиона — непосредственно перед сотрудниками. Остальные долги — за транспорт, керосин и прочее».
С новой силой
Недавно в Забайкалье прошёл небольшой снег. Количество очагов возгорания значительно уменьшилось. Но ненадолго. После выходных леса и степи в Забайкалье вспыхнули с новой силой. По словам специалистов, наиболее горящие районы — Читинский, Агинский, Карымский, Могойтуйский. На помощь забайкальским пожарным прибыли специалисты из соседних регионов.
Сегодня, 13 апреля, из-за шквального ветра лесной пожар вплотную подошёл к селу Смоленка, что в 15 км от Читы. Шесть домов сгорело в микрорайоне «Добротный».