Защитить отечественный медиарынок от недружественных действий производителей западного программного обеспечения позволит разработка собственных решений для подготовки к печати газет и журналов. Государство поддерживает особо значимые проекты грантами, сообщил вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Создать нельзя откладывать
«Эти проекты направлены на замещение зарубежного программного обеспечения отечественными решениями, — сказал Григоренко. — Но важно не просто заместить продукты, а сделать так, чтобы все эти отечественные разработки можно было массово внедрять и тиражировать. В том числе речь об экспортном потенциале. Акцент делаем на разработке тиражируемых решений, как в отдельных отраслях, так и в межотраслевом контексте».
Государство реализует проект по замещению зарубежного программного обеспечения совместно с индустриальными центрами компетенций (ИЦК). ИЦК объединяют ведущих индустриальных заказчиков и разработчиков программного обеспечения, на их площадках ведется разработка и внедрение ПО. Часть таких решений поддержано субсидиями государства в виде гранта. Одним из первых успешно реализованных стал проект по доработке отечественной редакционно-издательской системы.
В газетном деле особую роль играют редакционно-издательские системы (РИС), с помощью которых выпускают примерно половину газет по всему миру, рассказал глава компании ООО «АксиоСофт» Алексей Попов. Обойтись без них можно — даже в России есть крупные и успешные ежедневные издания, которые создают свои выпуски по старинке. Но с точки зрения технологии размещения на страницах текстов и фотографий, их прохождения через разные этапы подготовки к печати использование редакционно-издательских систем намного удобнее. Проще, дешевле, быстрее, и накладок меньше.
Рынок РИСов монопольно контролируют западные компании. После 2022 года, когда они ушли из России, наша пресса осталась без поддержки купленных у них программных продуктов. По инерции все продолжали пользоваться тем, что купили раньше. Однако любой серьезный технический сбой — или даже осознанная диверсия — могли привести к тому, что однажды утром часть изданий просто не выйдут. И подписчики не обнаружат утром в почтовых ящиках привычных газет, не смогут прочитать о том, что происходит в стране и вокруг, не узнают новости экономики и шоу-бизнеса, останутся без любимого кроссворда, наконец.
«На мировом рынке до 90% занимают редакционно-издательские системы трех ведущих разработчиков, все они принадлежат западным компаниям, и после 2022 года они стали недоступны в России, — объяснил Попов. — Поэтому появилась задача — разработать свой аналог. Мы посмотрели, как и что устроено у них, кое-что переосмыслили под наши реальности и выпустили продукт AxioCat. Его функциональность больше чем на 90% совпадает с западными аналогами, а в чем-то и превосходит по удобству для русскоязычных изданий. Кроме того, наша разработка стоит вчетверо дешевле, чем у прошлых лидеров рынка».
По спецзаказу и в коробке
Отечественная редакционно-издательская система AxioCat пока установлена в десятке изданий, среди которых есть и небольшие региональные газеты, и крупнейшие федеральные. Например, «Аргументы и факты».
«Мы уже установили у себя отечественный AxioCat, — сказал гендиректор АО „Аргументы и факты“ Руслан Новиков. — Сейчас идет встраивание этого продукта в нашу технологию, полет нормальный. Такие редакционно-издательские системы имеют большой потенциал и внутри страны, и как экспортный продукт. Как минимум все русскоязычные издания на территории бывшего СССР нуждаются в таком продукте. С ним просто удобнее и приятнее работать, чем с западными системами. К ним все привыкли, но, оказывается, может быть и еще удобнее».
До половины стоимости установки редакционно-издательской системы конкретному заказчику составляет цена кастомизации — подстраивания базового продукта под нужды именно этой газеты или этого журнала, говорит Попов. Для большой прессы это посильные затраты — несколько миллионов рублей на все про все. Для районных и городских газет он предлагает выпустить коробочный вариант AxioCat. Настраивать его под себя будет уже сисадмин издания. Зато и цена будет измеряться сотнями тысяч рублей. Такие инвестиции в собственные рабочие технологии под силу практически всем.
«По России наш предел — чуть больше тысячи установок нашей системы, кроме того, ждем заказов из Белоруссии, Армении, Азербайджана, стран Средней Азии, — продолжил Попов. — Очень перспективным смотрится рынок Китая. Там у нас, конечно, сильные конкуренты, но мы можем предложить цену в несколько раз ниже, чем у них. Так что и там может все получиться».
Сейчас слабым местом в российских издательских технологиях остались программы линейки Adobe, в первую очередь InCopy и InDesign. Любая редакционно-издательская система — надстройка, опирающаяся на эти рабочие инструменты. Тут пока заместить западные технологии и добиться технологического суверенитета не получается: по оценке Попова, на это потребуется минимум 10 лет работы очень профессиональной команды. Но то, что мы можем оперативно разработать для себя сами, уже готово к работе.
Государство выделило грантовое финансирование в размере 30 млрд руб. на разработку и внедрение отечественного программного обеспечения. На эти деньги запущены 32 особо значимых проекта. Ими занимаются на площадках индустриальных центров компетенций, процессы курируют отраслевые комитеты при профильных министерствах. В скором времени правительство будет готово обсуждать гранты для проектов второй волны отбора.
Часть проектов сейчас реализуются полностью на средства бизнеса. Как отметил вице-премьер Григоренко, отсутствие в таких проектах бюджетных средств не означает отсутствие внимания за ходом их исполнения со стороны государства.
«Если мы договорились с бизнесом, что они возьмут на себя разработку проекта, то значит, мы рассчитываем на них», — заключил вице-премьер.