12 апреля на Тверской улице Москвы мотоциклист столкнулся с «Ленд Крузером», выкрашенным в цвета спасателей, но вскоре в ведомстве сказали, что на балансе МЧС России он не числится. Позже появилась информация, что автомобиль принадлежит частной компании - учредителю аварийно-спасательного формирования, созданного в 2017 г.
Угроза безопасности
Это самый свежий пример, но, к сожалению, не единственный. Чтобы не допустить таких инцидентов впредь, в МЧС России проводят месячник профилактики нарушений, связанных с неправомерным использованием специальных световых и звуковых сигналов, а также цветографического оформления транспортных средств. Мало того что это противозаконно, оно ещё и аварийно опасно. Ведь водители, которых допускают к управлению спецавтомобилями, проходят дополнительную подготовку. Их квалификация должна быть значительно выше, чем у подавляющего большинства тех, кто крутит баранку. Они всегда в экстремальных условиях, от их профессионализма, чёткости и оперативности действий зависят жизни людей.
«Использование спецсигналов на автомобилях, не выполняющих неотложные действия по защите жизни и здоровья граждан, создаёт угрозу безопасности дорожного движения, - подтверждают в министерстве. - Кроме того, подрывается очень важный постулат о том, что такими устройствами можно оборудовать только оперативные автомобили, от скорости прибытия которых к месту происшествия зависит чья-то жизнь».
В спасательном ведомстве признают, что в последнее время участились случаи неправомерного использования знаков преимущества движения автомобилей. И, как выясняется, грешат этим, как в случае на Тверской, аварийно-спасательные подразделения, не входящие в систему МЧС России. Их деятельность связана с этой областью, у них есть свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, но задачи по оказанию непосредственной помощи людям и оперативному реагированию на ЧС на них не возлагаются.
Приказано проверить
Почему так происходит? В МЧС России видят две причины: формальный подход к оформлению актов аттестации таких подразделений или коррупционная составляющая. Поэтому и начали борьбу.
«Приказываю уточнить перечень подразделений и должностных лиц МЧС РФ, задачи и обязанности которых предполагают осуществление неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, за которыми целесообразно закрепление транспортных средств со специальными световыми и звуковыми сигналами, сократить количество автотранспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами», - говорится в приказе главы министерства Владимира Пучкова.
Он потребовал взять на жёсткий контроль порядок выдачи и распределения спецсигналов и цветографических схем и строго следить за соблюдением законодательства, а в случае выявления нарушений незамедлительно реагировать в соответствии с КоАП. Согласно приказу, до 10 мая проведут проверки подразделений. Особое внимание по требованию министра уделят Москве, С.-Петербургу, Московской и Ленинградской областям - именно там нарушений больше всего. Рейды с целью выявления фактов незаконного использования знаков преимущества движения уже идут. Помимо спасателей в них участвуют и сотрудники МВД.
Первичный контроль количества транспортных средств со спецсигналами проведут в ходе предаттестационной проверки, в том числе с учётом обращений граждан. И на основании этих данных эксплуатация «лишнего» или незаконно используемого оперативного автотранспорта будет либо приостановлена, либо прекращена совсем.