После того как жилой дом достроен и сдан в эксплуатацию, застройщик приглашает покупателей на осмотр объекта. Там же предлагается подписать акт приема-передачи квартиры. Но объект может оказаться с дефектами. Руководитель департамента нового жилья компании «DAN-Недвижимость» Алексей Найденов рассказал, что делать в этом случае.
Дефекты в новой квартире могут быть самые разные. Например, небольшие косметические недоделки: где-то отошел угол на обоях, где-то на откосах обнаружилась царапина, подтекает кран в ванной или же на входной двери замечена вмятина. Особой сложности устранить их не составляет. Это делается в сроки, которые указаны в договоре долевого участия. Чаще всего это до 60 дней, но застройщики стараются не затягивать процесс, чтобы как можно скорее передать объект новому собственнику.
Но могут быть и более серьезные недоработки. Как вариант, планировка не соответствует тому, что было на бумаге. По словам Алексея Найденова, из-за ошибок при строительстве или составлении документов санузел может оказаться на проходном месте, в комнате появится «незапланированная» стена, а в каком-нибудь из помещений исчезнет окно или, наоборот, возникнет дополнительное.
Случается, что человек покупает квартиру одного метража, а по факту получает объект заметно теснее или, наоборот, просторнее. Несоответствие квадратуры — явление распространенное, и в договорах долевого участия застройщики обычно стараются подстраховаться на этот счет. Обычно пишут, что допускается расхождение в метраже в пределах 5%.
Если квартира по факту оказалась теснее, чем указано в договоре, покупатель может настаивать на компенсации за недостающие квадратные метры. Правило работает и в обратную сторону, и за излишне построенные «квадраты» нужно будет доплатить. Важное дополнение: доплаты и компенсации рассчитываются исходя из той цены, которая указана в договоре, а не текущей рыночной.
Главное — не спешить подписывать акт приема-передачи, если застройщик обещает все исправить только на словах. Покупатель вместе с представителем застройщика должен зафиксировать все дефекты в отдельном документе либо же перечислить их в акте приема-передачи. А затем приступить к устранению недостатков.
«Закон о защите прав потребителя гласит, что человек должен получить то, за что он заплатил. Некоторые считают, что недвижимости это может не касаться, что самом деле не так. Поэтому у покупателя есть все основания предъявлять застройщику претензии и отстаивать свои права», — подчеркивает собеседник.