В Госдуму внесли законопроект о реформе похоронной сферы.
Похоронное дело — одна из немногих сфер, где законодательство не менялось аж с 1990-х гг. И нынешняя попытка капитально отредактировать принятый четверть века назад закон «О погребении и похоронном деле» далеко не первая. Все предыдущие версии отвергались как правительством, так и участниками рынка, всякий раз находившими в них массу недостатков. Что же предлагает новая реформа? Сможет ли она навести порядок в похоронной сфере?
Что изменится?
«У субъектов РФ появятся полномочия по регулированию ритуального рынка совместно с муниципальными органами власти: глава региона получит возможность своими законодательными актами утверждать рекомендованные государством тарифы, — сообщила „АиФ“ член рабочей группы ГД по совершенствованию законодательства о погребении и похоронном деле, исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева. — Законопроект также предполагает введение жёсткого контроля для входа на рынок ритуальных услуг. В итоге должны остаться только те организации, которые получили статус спецслужбы по вопросам похоронного дела. Это значит, например, что все они будут обязаны предоставлять гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе — соцгарантию государства. Сейчас её дают далеко не все ритуальные компании. Да, это самый скромный набор, но тем не менее в последнее время он очень востребован. Хотя нынешняя дотация всего 6 тыс. руб. Даже на самые скромные похороны явно не хватит».
Согласно новому закону, прежде чем начать оказывать услуги по организации похорон, компании потребуется заключить соглашение с органом местного самоуправления, доказав наличие квалифицированных кадров, спецтранспорта, помещений и оборудования. В итоге, как уверяют разработчики, с рынка уйдут посредники, которые, кроме быстрых ног и умения надавить на людей, воспользовавшись горем, ничего толкового сделать не могут, однако накручивают на каждом этапе до 200% и больше.
Дешевле ли станет хоронить?
«Всем понятно, что в словосочетании „похоронный бизнес“ для тех, кто в этой сфере задействован, слово „бизнес“ является ключевым. Никому нет дела до чувств и эмоций родственников усопших, — говорит автор законопроекта, депутат Госдумы Антон Жарков. — Главное — чтобы платили, а как эта услуга будет оказана, уже не имеет значения. Всё равно ни одна проверка Роспотребнадзора (по существующим правилам) прийти не успевает, а значит, за руку никто поймать не может. Это и есть основная проблема. У похоронной услуги очень короткий срок предоставления, и от неё невозможно отказаться. Этим и пользуются те, у кого жажда денег сильнее человеческих норм. Близкие родственники умершего, как правило, находятся в шоковом состоянии и не могут принимать рациональных решений. И тут в дверях появляется похоронный агент и подсовывает уже заполненный договор. Случается, что он стучится в квартиру даже раньше бригады скорой помощи. Далее на каждом шагу начинаются поборы».
«Реформа остановит поборы и, как следствие, сделает организацию похорон дешевле, — продолжает А. Жарков. — Пример из жизни: могильщики никогда не подпустят ритуальный автобус слишком близко к могиле — оставят метров за 30. По народной примете, нести гроб родственникам нельзя — дурной знак. Поэтому здесь сотрудники кладбища выступают как грузчики — за что им полагается 5 тыс. руб. на бригаду из 4 человек (это не считая копки могилы, которая стоит 10 тыс. руб.). Тут же их бригадир намекнёт, что неплохо бы за труды поблагодарить. Это ещё 5 тыс. — и всё чёрным налом. Если родные согласны — один разговор, если нет — ждать придётся часа 2–3. Согласитесь, это ужасно со всех разумных и общечеловеческих точек зрения. Нередко родственники, вместо того чтобы провожать в последний путь усопшего, занимаются выяснением отношений с сотрудниками и администрацией кладбища. Против таких случаев и направлено новое законодательство».
Звучит вроде бы правильно. Но у новой редакции закона уже появились критики. Например, Никита Кричевский считает, что переход полномочий от муниципального к региональному уровню не исправит, а усложнит ситуацию. «Кладбищ по стране не один десяток тысяч, гораздо больше, чем муниципальных образований, вряд ли у регионалов дойдут руки до каждого, — говорит экономист. — Наконец, ещё один аспект в этой части. С принятием закона львиная доля российских муниципальных кладбищ, особенно старых, будет заброшена — содержать их станет не на что. Так что костерить нынешний состав Госдумы, если она проголосует „за“, будет без преувеличения вся Россия». Выходит, судьба реформы, как и новое «легальное», «светлое» и «некоррупционное» будущее похоронной сферы, опять под вопросом.