Как им это удаётся и что неплохо было бы «взять на карандаш» федеральным министерствам?
На что тратят миллиарды
Правильный тон порой задают сами главы регионов.
Так, глава Ямала Дмитрий Артюхов (самый молодой на сегодня губернатор) не стал ограничиваться кабинетной работой. Он несколько дней объезжал вверенную ему территорию на «Ладе» (и обошёлся при этом без личного водителя) да ещё вёл в соцсетях репортаж о том, что видит и чем недоволен. Местные жители инициативу главы региона оценили и достаточно откровенно высказывались о проблемах. Чиновники теперь нервно строят предположения, кому устроят разнос.
Учитель — в законе...
Местная власть, если захочет, может работать очень продуктивно, а не раздражать народ фразами про «макарошки» и кто кого просил рожать.
Так, Ульяновская обл. стала первой, которая предлагает принять региональный закон о статусе педагога. Как подчеркнула министр просвещения РФ Ольга Васильева, побывавшая в конце августа на образовательном форуме в Ульяновске, это может стать основой для федерального закона. «Ведь он даёт определённый стимул для развития в профессии, мотивирует на освоение новых компетенций», — отметила министр.
Проект закона о статусе педагогических работников Ульяновской обл. был подготовлен в мае этого года. В частности, он предполагает учительские звания — «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь» — с существенной денежной выплатой, дополнительные меры стимулирования, связанные с аттестацией и повышением квалификации. Если раньше материальное поощрение получали учителя, подготовившие победителей и призёров всероссийских олимпиад и соревнований, то сейчас это будет касаться и тех, чьи воспитанники стали лучшими на областном уровне. Отдельно выделяется статус педагога-наставника, которым устанавливается ежемесячная доплата в 1170 руб. в течение периода наставничества. Ульяновские педагоги могут получить такой закон уже к Дню учителя 5 октября.
Садовод — с льготами
Сельское хозяйство — сфера, крайне важная для Кировской обл. Регион производит много зерновых, овощей, мяса и молока. Поэтому формы поддержки сельхозпроизводителей ежегодно пересматриваются. Одной из форм помощи были налоговые льготы: с автомобилей, работающих в аграрных фирмах, уплачивалось лишь 50% транспортного налога. Депутаты областного Заксобрания, защищающие интересы аграриев, предложили увеличить налог до 100% для легковых авто, а грузовики, обеспечивающие до 70% перевозок в сельском хозяйстве, наоборот, полностью освободить от налога. В апреле этот законопроект отклонили: региональный дорожный фонд от такого нововведения рискует недополучить 1,3 млрд руб. Но депутаты-инициаторы снова подняли вопрос на летних сессиях Заксобрания. На этот раз законопроект одобрили. По предварительным подсчётам, сумма льгот для сельскохозяйственных фирм составит минимум 20 млн руб.
А в Татарстане из бюджета республики третий год выделяют по 550 млн руб. в помощь садоводам. На эти деньги за пределами товариществ ремонтируют дороги, электросети, водопроводы, площадки для сбора и вывоза ТБО. За три года привели в порядок 125 км ЛЭП, 100 км подъездных дорог к СНТ, 385 площадок для сбора мусора, пробурили 86 скважин, установили 120 трансформаторных подстанций, уложили 25 км внешних водопроводных сетей. Её действие решили продлить до 2021 г.
С 2018 г. в республике работает ещё одна программа, рассчитанная на обустройство инфраструктуры уже внутри садоводческих товариществ. За ремонт аллей, водопроводов и электросетей в границах СНТ республика платит частично — если вложатся сами дачники. На каждый их рубль бюджет даёт два.
«Наливайкам» — бой!
А ещё Татарстан настаивает на возвращении регионам права ограничивать продажу алкоголя в общепите и даже внёс в Госдуму такой законопроект. Когда такое право у регионов было, республика ввела запрет на продажу алкоголя, в том числе пива, в торговых точках, вход в которые «организован со стороны двора многоквартирного дома», и пабах площадью менее 50 кв. м. По данным МВД по РТ, отмена «наливаек» дала большой эффект. Правонарушения в состоянии алкогольного опьянения в республике сократились со 114 тыс. в 2014 г. до 86 тыс. в 2016 г. Этот запрет действует в республике до сих пор.
Борется с этой проблемой и Нижний Новгород. Заксобрание Нижегородской обл. внесло в региональный КоАП статьи о запрете размещать распивочные в жилых домах. Запрет действует уже несколько лет. С 2016 г. штрафы для нарушителей: 2–5 тыс. руб. — для граждан, 100–150 тыс. руб. — для юрлиц. На первых этажах эти «наливайки» сменили парикмахерские, химчистки, аптеки. Вместе с рюмочными ушли в прошлое пьяные драки у входа и тёмные личности, которые клянчат деньги на поправку здоровья.
Школьнику — стакан...
В Иркутской обл. с января 2020 г. каждому ученику начальной школы планируют ежедневно бесплатно выдавать стакан молока. Для этого в регионе создают программу «Школьное молоко». Инициативу осенью 2018 г. выдвинули чиновники регионального правительства, они считают, что это положительно повлияет на здоровье младшеклассников и поддержит рублём местных производителей, ведь молоко будут закупать у аграриев Приангарья.
По информации Министерства образования Иркутской обл., начинать свой школьный день стаканом молока смогут 14,5 тыс. детей.
Бабушке — дрова...
Отопительный сезон в Кировской обл. редко проходит без проблем — жители деревень часто остаются без дешёвых дров. В 2018 г. в Афанасьевском районе удалось одобрить лишь 400 заявлений на получение древесины по сниженной цене. А в январе, чтобы попасть в МФЦ и подать заявление, люди начали занимать места в очереди с 5 часов утра. Бороться есть за что: цена за куб дров по заявке — порядка 20 руб., а средняя рыночная уже подошла к 500—1500 руб. Поэтому власти ищут возможности поддержки населения. В 2019 г. подняли цены на «деловую» древесину высоких категорий, а на сосну, кедр, лиственницу, ель, пихту и берёзу, которые и нужны для отопления, ставки снизились.
Льготники, живущие в домах с печным отоплением, смогут ежегодно получать по 15 кубов дров, заключив договор в районном отделе Минлесхоза Кировской обл. Установлены и понижающие коэффициенты для Героев СССР и РФ, ветеранов и инвалидов ВОВ, многодетных семей, малоимущих граждан и «детей войны».
Малышам — приданое
С инициативой вручать подарки семьям с новорождёнными мэр Москвы Сергей Собянин выступал неоднократно. В конце 2017 г. эта инициатива была закреплена постановлением Правительства Москвы. Изначально приданое вручалось детям, чьи родители зарегистрированы в столице. Но с конца 2018 г. такой подарок положен всем новорождённым, чьё место рождения — Москва. На эти цели выделено 2,5 млрд руб.
Подарок для новорождённого москвича включает в себя вещи, которые понадобятся родителям в первые месяцы жизни малыша. Департамент труда и соцзащиты даже проводил опросы и консультировался у специалистов, чтобы этот набор оказался максимально полезным. В него входят одежда, аксессуары для кормления и купания, игрушки, пелёнки, средства гигиены и постельное бельё — всего 44 предмета. Молодым родителям больше всего по душе пришёлся демисезонный комбинезон на три первых месяца жизни. В Липецкой обл. многодетные семьи могут получить до 1,4 млн руб. на строительство своего дома. Такой законопроект приняли 1 августа областные депутаты. Все эти годы многодетным семьям бесплатно выделяли землю под застройку, но в чистом поле: без дорог, газа и воды. Да и денег на строительство у многодетных часто не было. Теперь же они могут рассчитывать на финансовую помощь из бюджета. Размер субсидии зависит от числа детей. Так, семьи с тремя детьми получат 810 тыс. руб., а с семью — 1 млн 458 тыс. руб.
В Коми республиканские власти будут выделять по 1 млрд руб. в год на помощь семьям с детьми. С 1 января 2020 г. за рождение первого ребёнка здесь будут выплачивать региональный семейный капитал в размере 150 тыс. руб. «Выплата на первенца поможет молодым родителям в решении многих вопросов, в том числе такого насущного, как улучшение жилищных условий, — говорит глава Минтруда Коми Илья Семяшкин. — На предоставление новой выплаты из бюджета республики в год будем направлять 300 млн руб.».
В Башкирии придумали свою программу для обеспечения жильём нуждающихся — «Жилстройсбережения». Житель республики, признанный нуждающимся в жилье по одной из категорий, открывает пополняемый вклад в одном из банков-партнёров. Счёт можно открыть на 3 или 6 лет и пополнять на 3, 5 или 10 тыс. руб. ежемесячно. Из республиканского бюджета каждому участнику программы выделяется треть его ежемесячного платежа, но не более 3000 руб. По окончании срока накопленные средства становятся первоначальным взносом на ипотеку, а банк предоставляет ипотечный кредит под 6% годовых.
А с 2016 г. здесь реализуется Программа поддержки местных инициатив. Население на сходе определяется с проектом — ремонтом, строительством или благоустройством, собирает средства — до 10% от стоимости проекта, часть выделяют местные предприниматели, а остальное — по 1 млн руб. — правительство республики.
Не замечают или не хотят замечать?
Почему хорошие, работающие региональные законы не удаётся адаптировать для всей страны, «АиФ» рассказал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
Нужен пинок
— Я считаю, что идея адаптировать какие-то региональные законы для федерального уровня хорошая. Более того, существует механизм для продвижения законодательных инициатив регионов. Причём не только через верхнюю палату парламента, за счёт сенаторов от субъектов, но и через нижнюю. То есть региональные парламенты могут вносить в Госдуму свои законодательные инициативы. Но, для того чтобы этот механизм заработал в полную силу, необходим дополнительный пинок.
Я прекрасно понимаю, что, когда в Госдуму вносят откуда-то снизу какой-то документ, у аппарата механически возникает отторжение: у нас столько работы, а тут ещё вы припёрлись со своим законом. Я считаю, в данном случае может сработать только требование в обязательном порядке рассматривать за одну сессию энное количество законодательных инициатив регионов. Это решается простым внесением поправки в регламент Госдумы. Плюс обязать сенаторов и депутатов от регионов поддерживать эту инициативу. Правда, и этого может не хватить. Потому что депутаты такую инициативу могут принять к рассмотрению, а потом напишут на полстранички отрицательное заключение и, счастливые, уйдут работать дальше.
Проблема не в том, что законы регионов чем-то плохи, хотя инициативы с мест бывают часто недоработаны. Ведь и законопроекты депутатов Госдумы не всегда являются, мягко говоря, вершиной законотворчества. Но от парламентариев аппарату ГД деваться некуда, они регулярно заходят и интересуются: где мой закон, что вы с ним сделали? А региональные заксобрания далеко, их можно посылать без зазрения совести: мол, документ плохо проработан и поэтому не годится.
Не в теории, а на практике
Да, некоторые региональные законы настолько специфичны, что применить их для всей России не получится. Но для этого в аппарате Госдумы тысяча человек и сидит, чтобы отделять непереносимые региональные инициативы от вполне адаптируемых и здравый региональный опыт доводить до федерального уровня.
Хотя дело не только в аппарате. Я понимаю всю хитрость депутатов Госдумы. Если регионалы начнут свои законы издавать, что останется от приоритетности федеральной законодательной инициативы? Но эта опасность мнимая: голосовать-то всё равно будет Дума. Так что главная задача — заставить Госдуму всерьёз рассматривать региональные инициативы. Тогда и местные депутаты, увидев, что их труд не пропадает зря, начнут чаще предлагать перенести что-то дельное на федеральный уровень.
А это, я считаю, может быть вся социальная сфера. Всё, что касается рядового человека, можно смело вытаскивать из региональных законодательств. Потому что региональные чиновники и депутаты в любом случае ближе к людям и их проблемам, чем федеральные. Пока последние мыслят с глобальным размахом, регионалы в ежедневном режиме решают проблемы.
Например, неплоха кировская идея с комплексным капремонтом — когда не каждый подрядчик делает что-то своё, а фирма, «зашедшая» на ремонт конкретного дома, работает по всем проблемным для жильцов направлениям. На местах уже понимают, как его правильно делать, не в теории, а на практике. И точно разбираются в этом лучше федеральных парламентариев и экспертов. Другой вопрос, надо ли было вообще вводить этот капремонт, но это уже не обсуждается.
И льготы по налогам инвалидам можно давать не только в Иркутской обл., где новые правила освободили от транспортного налога инвалидов-колясочников, которые ездят на машине мощностью двигателя до 175 «лошадей». Но такая законодательная инициатива никогда не пройдёт в Госдуме. И не потому, что парламентарии плохие, просто, когда дело касается денег, включается самое сильное министерство России. Это не ФСБ, а Минфин. От них отрицательный отзыв будет не на полстранички, а на 50 листах.
Именно поэтому не делают единых стандартов, например, школьного питания по всей стране с тем же бесплатным стаканом молока, как в Иркутске. Всё упирается в деньги.
Какой министр главный?
Отсюда, кстати, вытекает ещё одна проблема: пропорции бюджета между Федерацией и регионами. Сегодня у нас соотношение бюджета: 60% — федеральный, 30% — региональный и 10% — местный. А основная социальная нагрузка лежит как раз на местных бюджетах. В результате им всё время не хватает денег, и федеральный центр вынужден давать дотации регионам, а те — районам. Зачем мы себя обманываем? Всё равно школы и больницы должны работать. А значит, деньги придётся давать. Так почему бы не дать каждому уровню доходы бюджета от налогов в таком объёме, в каком ему определены социальные обязательства перед своим населением. И тогда можно говорить о том, чтобы адаптировать на всю Россию закон какого-нибудь региона, связанный с бюджетным финансированием.
Но... федеральные законодательные органы боятся потерять свою значимость, а Минфин почему-то оказался главным министерством в стране. Когда министру финансов жалко денег — это нормально, у него такая работа. Но не должно последнее слово всё время оставаться за ним в социальном государстве.
Не молчите!
Закон даёт возможность Регионам делать для своих жителей что-то полезное.
Алексей Ульянов, правозащитник (Волгоград):
— Сегодня есть коридорчик, позволяющий эффективно реализовать общественные инициативы на местном законодательном уровне. Этот коридорчик заложен в федеральный закон.
В идеале депутат не просто должен — он обязан постоянно быть на связи со своими избирателями. К сожалению, далеко не все делают это. Но те, кто активно общается с народом, не боится жителей, они и помогают активно. Собственно, депутата для этого и избирали. Ему доверили представлять народные интересы в органах госвласти. Чтобы он реагировал на чаяния граждан и за счёт своих полномочий продвигал их инициативы. Любая идея снизу, если она вменяемая, должна быть услышана, проработана и принята. У нас в Волгограде такие активные депутаты есть. Но и нам, гражданам, тоже нужно быть активнее — ведь далеко не всегда органы власти знают о проблемах. Я говорил, что депутаты не идут к людям, но и среди населения большой процент равнодушных. Они предпочитают о своих бедах поговорить на кухне, но к власти идти не хотят — мол, мы не доверяем власти. Так вы же сами их избрали!
У меня миллионы примеров, когда мы с жителями решали насущные вопросы, обращаясь к органам власти. Эффективные рычаги есть! И законодательство работает, и прокуратура реагирует, и депутат, если ему написали, не имеет права проигнорировать вопрос. Так что стучитесь! Вы не должны молчать! Как власть узнает о ваших проблемах, если вы о них молчите?