Можно ли взыскать компенсацию, если автобус постоянно опаздывает?
Жителям густо населенных или отдаленных районов приходится более внимательно относится к распределению времени: раньше вставать и выходить из дома, чтобы успеть на конкретный рейс общественного транспорта. Оправдание «автобус не пришел» не работает: руководитель говорит, что нужно выходить из дома раньше и иметь время в запасе, а расписание самолетов или поездов нельзя подвинуть. Вот и выходит, что автобус опоздал или вовсе не пришел, а пассажир получил выговор на работе или потерял деньги за билеты на транспорт дальнего следования. Можно ли привлечь к ответственности перевозчика, aif.ru разбирался вместе с юристом Ангелиной Малышевой.
Чем регулируются отношения между пассажиром и перевозчиком?
Обязанность перевозчика, организующего общественные перевозки, вовремя предоставлять транспорт и доставлять пассажиров до места назначения установлена Уставом автомобильного транспорта, главой 40 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации...» и иными актами, принимаемыми на региональном и местном уровнях. Отношения между перевозчиком и пассажиром находятся в ведении Закона РФ «О защите прав потребителя».
За что ответит перевозчик?
Малышева объяснила, что с перевозчика можно спросить за все неблагоприятные последствия, если автобус не приехал вовремя или вообще не приехал. «Если из-за нарушения расписания человек опоздал на поезд или самолет и билеты сгорели — их стоимость можно требовать с перевозчика. Это касается всей цепочки: человек опоздал на поезд, потом не успел на оплаченное мероприятие или пересесть на другой вид транспорта, вынужден был снять номер в гостинице до следующего рейса. Все эти убытки должен покрыть изначальный виновник», — прокомментировала эксперт. Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» разрешает взыскать компенсацию морального вреда вне зависимости от причинения материального ущерба. «В июле 2023 года Верховный Суд однозначно высказался о возможности взыскивать компенсацию за моральный вред из-за опоздавшего или неприехавшего автобуса (дело № 4-КГ22-55-К1). Суд разъяснил, что перевозчик обязан предоставить транспорт вовремя и доставить пассажира до места назначения — если этого не происходит, он виноват вне зависимости от того, понес ли пассажир какие-то убытки или нет, удалось ли ему добраться другим способом и не опоздать или нет. Единственная ситуация, в которой перевозчик не понесет ответственности за нарушение расписания, это обстоятельства непреодолимой силы, например плохие погодные условия или перекрытие дороги из-за ДТП», — резюмировала юрист.
Как доказать, что автобус не приехал по расписанию?
Чтобы доказать нарушение времени прибытия транспорта, можно предоставить билет на поездку, справку из диспетчерской, ответ на претензию от компании-перевозчика, официально утвержденное расписание перевозок на маршруте, пригласить свидетелей. Подтвердить убытки можно также билетами на самолет, поезд или другой транспорт, справками из аэропорта или железнодорожного вокзала, квитанциями об оплате гостиницы и других услуг, которыми пришлось воспользоваться из-за опоздания.