Примерное время чтения: 5 минут
1614

Какие иски могут подать пострадавшие в авиакатастрофе и родственники жертв?

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

Пострадавшие в авиакатастрофах и родственники погибших пассажиров подают иски не только к перевозчикам, но и к авиапроизводителям. После катастрофы 19 марта 2016 года в ростовском аэропорту пассажирского лайнера Boeing 737–800 авиакомпании FlyDubai, который выполнял рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-Дону родственники некоторых погибших подали в суд иск к перевозчику о взыскании дополнительной компенсации. Всего к FlyDubai подали 37 исков. По большинству дел заключили мировые соглашения. Одно дело пока не рассмотрено: заседание назначено на 10 апреля 2019 года.

Добиться компенсации в заявленном объеме удается далеко не во всех случаях. Так произошло с родственниками жертв авиакатастрофы над Синаем. Самолет авиакомпании «Когалымавиа» разбился 31 октября 2015 года. В 2018 году Замоскворецкий суд Москвы лишь частично удовлетворил объединенный иск более чем ста родственников жертв катастрофы. С признанной банкротом авиакомпании «Когалымавиа» было решено взыскать более 32 млн рублей компенсации, хотя общий объем исковых требований составлял около 1,4 млрд рублей.

В ноябре прошлого года суд отклонил иск, поданный против корпорации Boeing родственниками пассажиров пропавшего в 2014 году самолета рейса MH370 Malaysia Airlines. В суде заявили, что судебные разбирательства в Соединенных Штатах неуместны, так как дело связанно с Малайзией, а не с США.

От чего зависит возможность получения компенсации и в каких случаях ее можно получить, АиФ.ru выяснил у авиаюриста Алексея Елтунова.

Кто может рассчитывать на компенсации?

По словам эксперта, необходимо разграничивать международные перевозки и внутренние. Если катастрофа произошла при внутренней авиаперевозке, то перечень лиц, которые могут требовать компенсации, определен статьей 117 Воздушного кодекса Российской Федерации, в которой также указана предельная сумма компенсации.

«В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 117 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, а также гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством. При отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей», — говорит Елтунов.

Если катастрофа произошла в результате международной перевозки иностранной авиакомпанией, то, по словам Елтунова, пострадавшим и их родственникам также необходимо руководствоваться нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, но с учетом норм международных договоров РФ и конкретного государства, на территории которого произошла авиакатастрофа или в котором зарегистрирован авиаперевозчик.

«По общим правилам международного права, в частности, Варшавской конвенции, установлен предел ответственности авиаперевозчика. Так, в силу ст. 22 конвенции ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью одного пассажира, ограничен суммой в 250 000 франков Пуанкаре (условная денежная единица, обеспеченная содержанием 65,5 мг золота пробы 900/1000 и применяющаяся в международных конвенциях в качестве меры определения материальной ответственности — ред.). Предел ответственности не распространяется на случаи, когда пассажира допустили на борт самолета без выдачи ему проездного билета или когда имеются доказательства того, что вред был нанесен в результате умысла или грубой неосторожности авиаперевозчика», — говорит Елтунов.

По словам юриста, Воздушный кодекс РФ не содержит норм, которые позволяют обращаться с претензиями и исковыми заявлениями к производителям воздушных судов, однако на основании общих правил защиты прав потребителей и гражданского законодательства Российской Федерации теоретически такие требования возможны. «Если производитель воздушного судна — иностранная компания, то необходимо оценивать такую возможность с учетом специфики международного права, права той страны, в которой зарегистрирована компания-производитель, а также возможных договоров между Россией и этой страной», — говорит Елтунов.

В каких случаях можно подать иск о компенсации морального ущерба?

Родственники жертв авиакатастроф могут в суде требовать возмещения морального ущерба. По информации ТАСС, в России подобный иск впервые был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам погибших 3 июля 2001 года под Иркутском в катастрофе Ту-154 компании «Владивосток-Авиа» более 500 тыс. руб. компенсации. По делу о гибели пассажиров суд счел разумной сумму компенсации морального вреда за смерть родственника в размере 7000 рублей.

Пострадавшие и родственники жертв авиакатастроф могут оспорить размер компенсаций, но, по словам авиаюриста, в некоторых случаях подавать такие иски не имеет смысла. «Исходя из той статистики, которая мне известна, в большинстве случаев авиакатастрофы случаются по вине экипажа, из-за погодных условий и т. д., такие основания не позволяют предъявлять претензии компаниям-производителям воздушных судов, поскольку их вина отсутствует», — объясняет Елтунов.

Как отмечает эксперт, авиакатастрофы, в которых официальной причиной являются те или иные технические недостатки воздушного судна, указывающие на прямую вину производителей, очень редки. «Кроме того, если виновными в авиакатастрофе являются организации, обслуживающие авиаперевозчика, то требования могут предъявляться к ним. Но в любом случае в первую очередь требования предъявляются к авиаперевозчику, так как непосредственно он оказывает услуги и отвечает за их качество. Вместе с тем лицам, которые обращаются за компенсацией вреда, возникшего в результате авиакатастрофы, нужно помнить о страховых компаниях: авиаперевозчик обязан страховать свою ответственность перед третьими лицами», — говорит Елтунов.

Какие компенсации положены?

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн руб., не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности).

В целом компенсация родственникам жертв авиакатастроф включает в себя:

— 2 млн руб. ответственности авиакомпании.

— Не менее 120 МРОТ обязательного страхования жизни.

— Компенсацию за утраченный багаж и ручную кладь.

— Дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти. По словам эксперта, при каждой отдельной авиакатастрофе государственные органы или органы субъекта федерации могут дополнительно устанавливать компенсационные выплаты, о чем дополнительно издается нормативный документ.

Если погибшие заключали соответствующие договоры добровольного страхования жизни, их родственники также получат выплаты от страховых компаний.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах