Примерное время чтения: 5 минут
8209

ЭП — и готово. Зачем нужна электронная подпись?

Нужна ли электронная подпись обычному человеку? На самом деле вы уже не раз ею воспользовались.

От простого к сложному

Вы оформляете документы в офисе банка, и сотрудник говорит, что сейчас на телефон придёт код, который нужно указать, чтобы продолжить. Или вы сами производите какие-то действия в интернет-банке. И тоже на определённом этапе делаете паузу, чтобы ввести код из смс. Знакомо?

Так вот, эти коды и есть ваша подпись. Простая электронная подпись (ПЭП). Другим, более сложным и совершенным, типом — квалифицированной электронной подписью (КЭП) — пользуются гендиректора и бухгалтеры. Она придаёт документу юридическую силу и позволяет не дублировать его на бумаге. А также показывает данные подписанта и позволяет подтвердить неизменность документа после подписания.

Обычным людям КЭП чаще всего не нужна. Но становится всё больше ситуаций, когда заверить документы электронной подписью проще и удобнее. Кроме того, у всех сотрудников компаний, которые работают с электронными документами, появятся свои электронные подписи. Этого требуют изменения 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Если вы сотрудник

Если вы сотрудник компании и по работе приходится подписывать какие-то документы — налоговую отчетность, акты, договоры — то вам ЭП физлица необходима. Её вы будете использовать для подписания документов, а к подписи прикладывать также машиночитаемую доверенность. Такой порядок станет обязательным с 1 сентября 2023 года.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) — это электронный аналог бумажной доверенности, которую организации выдают сотрудникам на подписание документов. В ней есть информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает. Директор компании подписывает МЧД своей КЭП. 

Без МЧД сотрудник сможет использовать электронную подпись физлица в личных целях. Подробнее о них расскажем ниже. 

Если у вас есть бизнес

Даже если бизнес у вас скромных масштабов — вы индивидуальный предприниматель или самозанятый — вы можете получить больше заказов на государственных и коммерческих закупках. 

Большая часть закупок проходит в электронном виде, поэтому без КЭП не обойтись. Она нужна для регистрации на торговой площадке, подачи заявки и подписания выигранного контракта. ИП понадобится КЭП предпринимателя, а самозанятому или частному лицу — уже знакомая нам КЭП физлица

Если в торгах вы не участвуете, то документами с заказчиками и подрядчиками, конечно, обмениваетесь. И здесь КЭП поможет ИП и самозанятому быть более мобильным и меньше заниматься бумажной работой. Всеми актами и договорами можно обмениваться в электронной форме. А где-то без электронного документооборота не обойтись — например, при торговле на маркетплейсах Wildberries, OZON и Aliexpress.

Подчас кажется, что ЭДО — электронный документооборот — это так сложно. Но опасения уходят, если пользоваться сервисами, специально для этого созданными. К примеру, «Контур.Сайн» разработан для самозанятых — авторов, дизайнеров, фотографов, репетиторов. Получить электронную подпись в нем и заключить договор можно в течение 15 минут не выходя из дома. Поскольку в сервисе используют «облегченный» вариант подписи, неквалифицированную электронную.

Если бизнеса нет

Вы не подписываете документов на работе, а своего бизнеса нет — значит электронная подпись вам не нужна? Как бы не так!

Покупаете квартиру в новостройке и оформляете документы дистанционно. Подаёте в налоговую заявление на возврат подоходного налога. Оформляете пособие в органах соцзащиты. Или нашли удаленную работу и заключаете трудовой договор с работодателем. 

Во всех этих ситуациях у вас есть выбор: или-или. Или распечатывать документы, подписывать их ручкой и топать ногами в соответствующую организацию, чтобы там, дождавшись своей очереди, их сдать. Или все документы передать в электронном виде, удостоверив их КЭП физлица. Что выберете?

Электронная подпись облегчит и другие бытовые ситуации. Например, вы меняете интернет-провайдера или подключаетесь к Электросетям. Для этого подписываете кучу бумаг: договор на обслуживание, согласие на обработку персональных данных и т. д. 

Все эти бумаги тоже можно цифровизировать — достаточно компании подключиться к специальному сервису. И тогда администратор просто спросит у вас: «Подпишем документы электронно?». Соглашаетесь, называете номер своего телефона — тут же на месте получаете НЭП через Госуслуги и одним нажатием подписываете пакет документов. 

Как получить?

Электронную подпись оформляют в удостоверяющих центрах. Как это происходит, «АиФ» рассказал руководитель Удостоверяющего центра Контура Сергей Казаков:

— Начнём с документов. Для оформления квалифицированного сертификата электронной подписи понадобятся паспорт, СНИЛС и ИНН. Их загружаете в защищенный сервис на сайте удостоверяющего центра. 

Затем данные проверят наши сотрудники. Если все в порядке, мы пригласим вас подтвердить личность — приехать в любой из наших офисов или вызвать к себе нашего представителя. Подтверждение личности обязательно, по закону и здравому смыслу, ведь квалифицированный сертификат электронной подписи является аналогом паспорта в цифровом мире. Если используете один из сервисов для документооборота с физлицами и самозанятыми, то приезжать никуда не понадобится. Достаточно иметь подтвержденную учетную запись на Госуслугах. Она и позволит получить неквалифицированный сертификат электронной подписи. После чего вы сможете подписывать документы, но, конечно, не везде, а только внутри этого сервиса.

Что ещё можно сделать с электронной подписью?

Вариантов применения электронной подписи становится всё больше. Пока что звучит странно, но развестись можно электронно — если имеется КЭП физлица и учетная запись на Госуслугах у обоих супругов. Мы собрали 10 наиболее ходовых ситуаций:

— зарегистрировать ИП или ООО
— заключить договор с маркетплейсом, например, Wildberries, и начать продавать
— подтвердить аккаунт на Госуслугах
— подавать документы в суд и получать их оттуда
— получить кредит
— оформить патент
— подать декларацию в налоговую инспекцию
— подать заявление на загранпаспорт или водительское удостоверение
— оформить развод
— подписать трудовой договор и работать удалённо.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах