Родственники жертв авиакатастрофы лайнера Sukhoi Superjet 100, произошедшей в столичном аэропорту Шереметьево, подали иск в Парижский суд против семи иностранных компаний, участвовавших в производстве самолета.
«Суммы будут на порядок больше, чем в российских судах»
Как сообщает издание «Коммерсантъ», иск подан Tribunal Judiciaire de Paris от имени родственников 15 из 41 погибшего пассажира. В качестве ответчиков, помимо компании «Аэрофлот», заявлены Leach International Europe, Liebherr-Aerospace Toulouse SAS, Safran Landing Systems, Thales Avionics Lcd SAS, PowerJet, Safran, выступающая на правах компании L’Equipement et la Construction Electrique (ECE), а также Curtiss-Wright Corp.
«Авиакомпания по обязательствам вследствие причинения вреда обязана возместить родственникам погибших пассажиров причиненный моральный и материальный ущерб, и поэтому мы решили объединить в одном исковом заявлении наши претензии как к производителям комплектующих лайнера, так и к „Аэрофлоту“», — приводит «Коммерсантъ» слова адвоката истцов Михаила Загайнова.
Согласно позиции истцов, «в результате проведенного исследования было выявлено, что причиной катастрофы стало несоответствие самолета нормам летной годности по молниезащите». По их мнению, это несоответствие привело к серии отказов, вызвавших в конечном итоге катастрофические последствия. Адвокаты уверены, что катастрофа стала следствием несоответствия нормам летной годности самолета.
Что касается конкретных сумм, то Загайнов и его коллега Давид Кухалашвили сказали изданию: «Цифры уточнятся во время судебного процесса, а мы можем только сказать, что они будут на порядок больше тех сумм, которые можно взыскать в российских судах по российскому законодательству по аналогичным искам».
В этом замечании юристов, пожалуй, и заключается главный смысл всего происходящего.
«Пассажиры рассказали, что от жара плавились иллюминаторы»
Лайнер авиакомпании «Аэрофлот» 5 мая 2019 года выполнял рейс по маршруту Москва — Мурманск. Спустя несколько минут после вылета из аэропорта Шереметьево на борту был зарегистрирован сбой в работе электронных блоков с переходом системы управления на ручной режим и автоматическим отключением автопилота.
Экипаж принял решение о возвращении в аэропорт вылета. Пилотирование осуществлялось в ручном режиме. Во время посадки в Шереметьеве самолет загорелся. В результате возникшего пожара из 78 человек, находившихся на борту, 41 погиб, 37 удалось выжить.
Интернет-проект Baza приводил слова одной из бортпроводниц, Татьяны Касаткиной: «Когда самолет остановился, эвакуация началась сразу же. Был виден пожар. Все орали, что мы горим. Но внутри самолета пламени не было. Это уже потом пассажиры рассказали, что от жара плавились иллюминаторы. Я уже никого не видела... Я выталкивала ногой дверь и толкала пассажиров. Чтобы они не задерживались на эвакуации. Прямо каждого за воротник».
Командир воздушного суда Денис Евдокимов рассказывал следующее: «Взлет был в 18:02. Не было радиосвязи, удалось ее восстановить через аварийную частоту. Она была кратковременной и прерывистой. Диспетчеры нам оказали помощь, задавали курсы для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости к моменту касания... После полной остановки объявили аварийную эвакуацию... Пожар у нас начался после посадки. В воздухе у нас не было пожара. Из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим, режим прямого управления. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю. Скорости было достаточно, к полосе подходили согласно процедуре. Возгорание случилось после приземления. Баки были полные».
«Прогрессирующий козел»
42-летний Денис Евдокимов ранее управлял самолётами Як-52, L-410, Ил-76 и Boeing 737. На командира SSJ 100 был квалифицирован 5 октября 2016 года. Налетал 6800 часов, 1570 из них на SSJ 100 (1428 из них в должности КВС).
Вопросы к командиру у коллег и специалистов в области авиации возникли сразу после того, как в интернете появилась видеозапись посадки самолета в Шереметьеве. На видеозаписи посадки видно, что самолет несколько раз подпрыгивает на полосе, после чего загорается. В авиации существует термин «козление» («козел»). Он обозначает отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке, «прыжки» по полосе. Выделяют несколько видов этого явления: «скоростной козёл» (возникает при заходе на посадку с превышением посадочной горизонтальной скорости), «бесскоростной козёл» (возникает при превышении вертикальной посадочной скорости), «прогрессирующий козёл» (заключается в возрастании амплитуды подскоков и резком падении горизонтальной скорости).
«Прогрессирующий козёл» нередко приводит к серьезным авариям, в том числе к разрушению топливных баков и возникновению пожара.
Допущение «прогрессирующего козла» рассматривается как серьезный изъян в авиаподготовке, как недостаток профессионализма.
Обвиняется командир
В начале октября 2019 года стало известно, что командир авиалайнера Superjet 100 (RRJ-95B) Денис Евдокимов проходит по делу в качестве обвиняемого.
«Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовного дела о катастрофе пассажирского самолета в аэропорту Шереметьево предъявлено обвинение командиру воздушного судна RRJ-95B Денису Евдокимову, — говорилось в сообщении, опубликованном на официальном сайте СКР. — Ему инкриминируется преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц)».
«Командир воздушного судна после возвращения в аэропорт вылета осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево. Дальнейшие действия Евдокимова по управлению воздушным судном, совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета, в результате чего погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Кроме того, 10 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести», — сообщал официальный сайт СКР.
В декабре 2019 года адвоката Павел Герасимов, представляющий интересы шести семей погибших в авиакатастрофе, сообщил ТАСС, что следователи завершили расследование уголовного дела об авиакатастрофе в Шереметьеве в отношении Евдокимова.
«Все, что написано во всех материалах дела, чушь какая-то»
При этом сам командир воздушного судна своей вины не признавал, и с этим были согласны адвокаты потерпевших.
«Мы предполагали с самого начала, что обвинят командира или весь экипаж, но это несправедливо. Все, что написано во всех материалах дела, чушь какая-то. Экспертизу, которую мы заявляли, никто проводить не стал, наши ходатайства проигнорировали», — заявлял Герасимов ТАСС.
Также он отметил, что что семьи погибших в катастрофе не будут заявлять иски о компенсации ущерба в отношении командира экипажа: «Исков никаких нет. „Аэрофлот“ и страховая компания всю ситуацию с нашей стороны полностью урегулировали, поэтому никаких проблем с выплатами и недоплатами нет. Моральный вред авиакомпания тоже возместила в размере, который устраивает моих доверителей. Это самые крупные выплаты в истории России. Наверное, единственная добровольная выплата авиакомпании».
Дело в отношении Евдокимова начали рассматривать в суде в мае 2020 года, однако в ноябре процесс в Химкинском горсуде был возобновлен с начальной стадии в новом составе суда.
Адвокат Евдокимова Наталья Митусова заявила ТАСС: «Из-за длительной болезни судьи, рассматривающего это дело с мая 2020 года, произошла смена состава суда, которая предполагает рассмотрение дела заново с начальной стадии. В первую очередь мы снова заявили ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору по причине неполного и необъективного предварительного расследования, материалы которого исключают возможность вынесения обоснованного и законного приговора. Основной аспект, который мы хотим раскрыть перед судом, касается конструктивных недостатков основных опор шасси и несоответствие их нормам летной годности».
Деньги не пахнут
Если говорить о линии защиты, то она довольно проста — адвокаты стараются увести дело от рассмотрения «прогрессирующего козла» в сторону технических недостатков самой машины. При этом идут ссылки на другие инциденты с самолетами «Сухой Суперджет 100», которые имели место раньше и которые, по мнению защитников, доказывают, что дело не в уровне профессиональных навыков пилота, а в технических изъянах.
Если защитники Евдокимова руководствуются задачей добиться оправдания своего клиента, то адвокаты потерпевших, если опираться на их собственные слова, исходят из чисто прагматических соображений.
Признание виновным пилота не несет для истцов никаких плюсов — получить существенную компенсацию с летчика не получится. Во-первых, назначать астрономические суммы компенсации в российских судах не принято, во-вторых, у Евдокимова нет миллиардного состояния, чтобы заплатить. Крупные иностранные компании, участвовавшие в производстве «Сухой Суперджет» — это совсем другое дело. Возможно даже, что они сами предпочтут пойти на мировое соглашение, поскольку возможный проигрыш в суде несет колоссальные репутационные иски.
Можно спорить о том, имеет ли все это отношение к поискам истины, но в условиях капитализма трезвый расчет значит куда больше, чем душевные терзания. Тем более что близких не вернешь, а кругленькая сумма компенсации может помочь ныне живущим. Так что остается только пожелать успеха истцам и их адвокатам.