Что за закон, запрещающий сбор персональных данных покупателей?
20 апреля Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, запрещающий сбор персональных данных покупателей. Соответствующие поправки внесли в закон «О защите прав потребителей». Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. Документ вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Что за закон, запрещающий сбор персональных данных покупателей, приняла Госдума?
Суть закона заключается в запрете продавцам, исполнителям и владельцам агрегатов (далее — продавцам) отказывать в заключении и исполнении договора потребителю в случае, если последний отказался предоставить свои персональные данные.
Исключением станут случаи, предусмотренные законодательством РФ. Но даже здесь потребитель может запросить объяснение причины отказа в заключении договора и правовые на то основания.
Что побудило парламент к принятию этого закона?
Спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на то, что в настоящее время при оплате услуг и совершении покупок россиян под разными предлогами просят предоставить личные данные, содержащие номера телефонов, электронной почты и прочую информацию. По его словам, сведения запрашивают даже в тех случаях, когда представление информации не является обязательным.
«Прежде всего это касается онлайн-магазинов. Принятие соответствующих поправок позволит дополнительно защитить права потребителей», — отметил председатель Госдумы.
Что входит в перечень «недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей»?
В пояснительной записке перечисляются недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя и определяющие запрещенные в отношении потребителей действия со стороны продавцов. Вот некоторые из них:
- неравенство сторон, заключающих договор. В частности, потребитель выступает «слабой стороной», так как организация обладает крупными экономическими и организационными ресурсами. Зачастую потребитель не имеет реальной возможности влиять на содержание договора, так как типовые положения о правах и обязанностях сторон договоров определяются в одностороннем порядке компаниями;
- нарушение прав потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров. То есть потребитель мог обратиться в суд только «по месту нахождения хозяйствующего субъекта»;
- незаконность штрафных санкций или иных обязанностях (обременениях) потребителя. Здесь подразумеваются случаи, когда при расторжении договора по инициативе покупателя предоплата ему не возвращалась;
- приобретение одного товара становилось обязательным условием для покупки другого.
В документе также отмечается, что вносимые поправки соответствуют руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г.
Источник: