Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации – одобрила законодательный запрет на публикацию любой персональной информации о несовершеннолетних жертвах преступлений.
Чемпионка прекратит спекуляции
Ранее данный законопроект был стремительно одобрен Государственной Думой – в пятницу депутаты утвердили его сразу во втором и третьем чтении.
Авторами данной инициативы стали три представительницы «Единой России» - олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и бывший шеф-редактор Калмыцкого филиала ВГТРК Марина Мукабенова.
Однако в прессе данный проект уже получил неофициальное название «закон Кабаевой».
«Каждый день по телевизору, в журналах, газетах мы можем читать, смотреть передачи про детей, пострадавших от педофилов. В большинстве случаев называются имена детей, место их проживания и так далее. Понимаю, что для СМИ сенсация - это рабочий материал, но есть черта, которую переступать нельзя», - заявила Кабаева. «Обсуждать и осуждать (преступления) можно и нужно, но без показа самих пострадавших детей, без раскрытия личной информации о них», - заметила Кабаева. «Ни имя, ни место жительства, ни тем более фотографии и видео ребенка не могут становиться публичным достоянием», - уточнила Алина Кабаева, выразив надежду, что новый закон остановит тех руководителей СМИ, которые делают «осознанный выбор в пользу спекуляций на бедах и трагедиях детей».
Согласно закону, утвержденному Федеральным Собранием, СМИ запрещается упоминать фамилии, имена, отчества юных россиян, пострадавших из-за преступлений, а также обнародовать фото и видео ребенка и его родителей.
Нельзя также разглашать дату рождения несовершеннолетнего, выкладывать и давать в эфир аудиозапись его голоса. Под запретом также информация о месте жительства или временного пребывания, учебы или работы.
Если же публикация такой информации служит для защиты интересов пострадавшего, то журналисты обязательно должны получить согласие родителей на обнародование персональных данных или же согласие самой жертвы преступления, если ей более 14 лет. Без их согласия можно действовать только в случаях, когда «получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий».
За нарушение закона юридические лица должны будут заплатить от 400 тысяч до миллиона рублей, должностные лица - от 30 до 50 тысяч рублей, граждане - от трех до пяти тысяч рублей.
Кроме того, интернет-страницы, содержащие информацию о детях, ставших жертвами преступлений, в том числе пострадавших от сексуального насилия, будут добавляться в реестр запрещенных сайтов, доступ к которым блокируется на всей территории РФ.
В анонимном режиме
Юристы, представители СМИ и интернет-сообщества чрезвычайно критически отнеслись к «закону Кабаевой».
Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова обратила внимание, что даже сам процесс рассмотрения документа проходил в чрезвычайной спешке: дополнение текста ко второму чтению двумя новыми статьями, вносящими поправки в два разных закона, публикация текста в день рассмотрения законопроекта и прохождение второго и третьего чтений за один день без какого бы то ни было общественного обсуждения новых поправок.
Специалисты обращают внимание на то, что в принятом виде закон содержит уточнение про половую неприкосновенность и педофилию лишь в одной поправке (к статье 41 ФЗ «О СМИ»), а в остальных случаях запрещает публикацию данных о несовершеннолетних жертвах любых преступлений.
Следовательно, максимум, что смогут позволить себе в данной ситуации журналисты, это следующий рассказ: «Одну девочку высадил на мороз водитель маршрутки». Спорные обстоятельства дела озвучивать уже нельзя, ибо это, так или иначе, затронет персональные данные ребенка.
Большие сложности могут возникнуть даже с публикацией в СМИ информации о розыске пропавшего ребенка. Зачастую данные на розыск поступаю к журналистам от волонтеров, ведущих поиски. Теперь, чтобы обезопасить себя от возможных проблем, каждая газета, интернет-сайт и радиостанция должны будут обращаться к родителям пропавшего, чтобы получить персональное разрешение на публикацию данных о розыске.
Что запретят дальше?
«Норма вводит запрет на обсуждение и освещение в СМИ не только половых преступлений, совершенных против несовершеннолетних... Даже нарушение авторских прав против несовершеннолетних подпадает под запрет публикации и распространения такой информации... Конечно, глупо ожидать от гимнастки, телевизионщицы и космонавтки глубокого знания юриспруденции», - довольно резко отреагировал на новый закон адвокат Саркис Дарбинян. «Самые большие опасения вызывает поэтапное расширение оснований для блокировки контента в сети интернет», - продолжил Дарбинян свою мысль.
Интернет-активисты также обращают внимание, что происходит постепенное расширение оснований, по которым ресурсы Сети могут попасть в «черных список» запрещенных сайтов Рунета. До сих пор во внесудебном порядке блокировались сайты и страницы, уличенные в пропаганде педофилии, наркомании, суицида. Теперь к ним добавятся нарушители нового «закона Кабаевой».
Не исключено, что следующим основанием для штрафов и ограничений станет публикация в СМИ любой информации, которая в той или иной степени выставляет в неприглядном виде чиновников и депутатов. Например, данных о «липовых» диссертациях, о собственности за рубежом, об оскорбительных высказываниях в адрес ветеранов войны.
Или публикация скептических материалов относительно новых, откровенно «сырых» и непродуманных законах, инициированных бывшими героями спорта.