В Государственном историческом музее открывается выставка «Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы». Как музей пережил войну? Что делали его сотрудники на фронте? Кто в ответе за сохранение памяти о войне? На эти и другие вопросы aif.ru ответил директор ГИМ Алексей Левыкин.
Константин Кудряшов, aif.ru: — Известно, что ГИМ работал на протяжении практически всей войны. Как это вышло, и почему? Многие считают, что такие ценности полагается эвакуировать в тыл.
Алексей Левыкин: — Разумеется, экспонаты, имеющие особую культурную и историческую ценность, музей эвакуировал. Они дважды меняли место расположения — сначала в Хвалынске, затем в Кустанае, но всегда находились в безопасности. Хотя был ряд критических моментов — например, когда экспонаты грузили на баржи, чтобы отправить их к Оке и далее по Волге, Южный порт Москвы бомбили, и есть свидетельства, что наши сотрудники больше заботились о сохранности культурных ценностей, чем о своей жизни... Исторический музей несет особую миссию. Его отцы-основатели ещё в момент работы над проектом, постановили, что историческое просвещение не менее важно, чем хранение древностей. Так что необходимость просветительской работы для музея всегда была насущной.
Особенно если вспомнить слова, которые были произнесены здесь же, на Красной площади 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Отличные слова. Но кто расскажет об этих самых предках и их героических деяниях? Конечно, Исторический музей. Первые выставки, организованные уже в конце лета 1941 года, были посвящены как раз нашим великим победам. И те красноармейцы, которые участвовали в параде 7 ноября, они ведь не все сразу пошли на фронт — многие успели посетить музей. А музей успел подготовиться их принять — во время самой жестокой бомбардировки Москвы 29 октября 1941 г. взрывной волной были выбиты все стёкла. И это — единственная неделя из 1418 дней войны, когда музей был закрыт, но в нем продолжалась работа по созданию выставки «Оборона Москвы», позже получившей название «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве». После вынужденного закрытия музей открыли как раз к параду 7 ноября.
По дымному следу
— На выставке будет представлено более 500 архивных документов и 700 музейных экспонатов. Как документы попадают в архив, мы более-менее представляем. А как музей формировал коллекцию, посвящённую войне?
— Иногда как в стихах Николая Гумилёва: «Проходя по дымному следу отступающего врага». Наши сотрудники ещё в ходе Битвы за Москву, в декабре 1941 года, выезжали на поля сражений, чтобы найти и сохранить то, что может рассказать и о героизме советских солдат и о тех преступлениях, которые совершили немецко-фашистские захватчики. Одновременно начали работать с семьями участников войны. У нас хранятся уникальные комплексы, связанные с выдающимися полководцами — Георгием Жуковым, Константином Рокоссовским, Иваном Коневым... И не менее уникальные предметы, связанные, например, с Зоей и Александром Космодемьянскими — их нам передала мать героев. То есть охват широчайший — я думаю, что в ГИМ одна из лучших коллекций в нашей стране.
— Если уж зашла речь о семьях... Ваш отец, Константин Левыкин, он ведь тоже был участником войны?
— Он, как и многие молодые люди тех лет, буквально штурмовал военкомат, чтобы пойти на фронт. А ведь ему тогда было только 16 лет! Конечно, ему сначала отказывали, но он проявил такую настойчивость, что в какой-то момент военкомат сдался. И мой отец попал в диверсионный партизанский полк при управлении НКВД Москвы и Московской области. Подразделение, которое переходило линию фронта, устраивало немцам диверсии, выводило советских бойцов из окружения, в том числе и кавкорпус генерала Белова летом 1942 года в Калужской области... Войну он закончил в 1945 году в Румынии. Я вообще рос в семье, которая практически вся прошла через войну. Один из двоюродных братьев отца погиб подо Ржевом, другой — под Харьковом. Так что у меня особое отношение к этой выставке.
Не обижайте детей
— Наверное, как и у всех людей старшего поколения — мы росли на рассказах своих родителей или бабушек и дедушек, которые воевали. Для нас это было близко — фильмы о войне смотрели взахлёб, во дворах, играя, делились на «наших и немцев»... А как дети воспринимают войну сейчас?
— Мы часто принимаем детские группы, и можно заметить важный момент. Интересно всем. Но у кого-то глаза горят, а кто-то... Скажем так — просто смотрит. Думаю, что всё дело в семье, в преемственности, в связи поколений. Не секрет, что в девяностые в некоторых семьях эта преемственность была утрачена. И — да, тут у нынешних детей могут возникнуть проблемы с пониманием. Но сейчас можно видеть, как эта связь восстанавливается — во многом благодаря особому вниманию со стороны государства, которое уделяется теме сохранения исторической памяти. Может, я скажу крамольную вещь, но гордиться своими воевавшими предками стало модно, престижно, а дети это чувствуют. Бывает так, что школьники, попавшие на выставку с классом, потом приводят своих родителей, вместе идут на «Бессмертный полк»... Впрочем, играют ли они в войну на улице — не знаю. Сейчас, наверное, больше на компьютерах.
— Да, считается, что детям интереснее яркая картинка на мониторе, какой-то интерактив, а если в музее этого нет, они начинают скучать. Как у вас с этим?
— Не стоит обижать наших детей... И наших экскурсоводов тоже. Потому что лучший интерактив в музее — это экскурсовод. И тут я говорю ответственно, поскольку сам некоторое время работал экскурсоводом. Знание темы плюс артистизм и умение, как говорится, «затащить аудиторию в свой фильм», творят чудеса. В идеале человек может прийти на выставку с нулевой подготовкой, а уйти не просто с каким-то знанием, но и с желанием его преумножить. Хотя отчасти вы правы — современный интерактив музею необходим. На выставке у нас будут и ожившие образы, и отдельные информационные ресурсы, и даже шумовые эффекты — всё-таки ГИМ работает по принципу: «Мы делаем выставки для широкого круга посетителей, хотя оценивают нас профессионалы».



