Примерное время чтения: 7 минут
810

Зачем Ленину Библия? Исторический музей раскрывает тайны вождя революции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Как нам выиграть в гонке технологий? 26/02/2020
В.И. Ленин с группой командиров 25 мая 1919 года на фоне Исторического музея.
В.И. Ленин с группой командиров 25 мая 1919 года на фоне Исторического музея. / Н. Смирнов / РИА Новости

Красная площадь, д. 1, – Исторический музей, который здесь расположен, давно стал символом Москвы, а значит, и страны. Для чего он был задуман? Что оттуда хотели изъять и вывезти? На эти и другие вопросы отвечает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Музей не закрывался всю войну

Константин Кудряшов, «АиФ»: Алексей Константинович, ваш музей называется Историческим. Но чья история имеется в виду?

Алексей Левыкин: Этот вопрос возник, когда не было ещё никакого музея, а был только замысел о его создании. Кто-то хотел, чтобы это был музей истории развития государства. Кто-то мечтал о создании «храма воинской славы России». Но в конце концов пришли к мнению, что важнее всего показать жизнь народа в мельчайших проявлениях его быта. Подчеркну – всего народа, включая и царские династии. Автором этой концепции стал знаменитый московский археолог и историк Иван Забелин – в этом году мы отметим 200 лет со дня его рождения.

– Насколько такой взгляд можно назвать удачным?

– Если бы концепция была неудачной, музея бы не было. А он выжил даже в самые тяжкие времена, сразу после революции, когда тотальному пересмотру подверглось всё. А когда 7 ноября 1941 г. во время парада на Красной площади Сталин сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков», музей откликнулся выставкой, посвящённой Суворову, Кутузову и войне 1812 г. Потому что «образ наших великих предков» создают мемориальные предметы, связанные с историческими событиями и личностями.

…Август 1914 г. Самое начало Первой мировой войны. Что делает Исторический музей? Создаёт специальную группу, которая уезжает на фронт и начинает сбор свидетельств. Хотя их трудами мы воспользуемся только через 100 лет, когда создадим свою первую выставку, посвящённую Первой мировой войне.

Репродукция картины «В вагоне во время войны». Внутренний вид общего вагона. Работа неизвестного художника. Государственный Исторический музей, 1914 год.
Репродукция картины «В вагоне во время войны». Внутренний вид общего вагона. Работа неизвестного художника. Государственный Исторический музей, 1914 год. Фото: РИА Новости/ Галина Киселева

А как не вспомнить работу музея в годы Великой Отечественной! Первая выставка, посвящённая войне, открылась уже в сентябре 1941 г., сотрудники музея выезжали на заводы и в госпиталя с лекциями – в тяжелейших условиях поддерживали работу музея и несли важную миссию исторического и патриотического воспитания. Кстати, Исторический музей единственный из московских музеев не закрывался в годы войны. Экспедиции сотрудников, выезжавшие на места боёв, позволили сформировать уникальный комплекс материалов по истории обороны столицы и контрнаступления под Москвой, Сталинградской битвы, боёв за Крым и др.

Жизнь города. Москва, улица Горького. Ноябрь 1941 год.
Жизнь города. Москва, улица Горького. Ноябрь 1941 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Спасибо тов. Ленину

– Слышал, в революционные годы музей хотели уничтожить.

– Скажем так: музей не раз был на грани уничтожения. После революции высказывались мнения: дескать, слишком много здесь разнородных коллекций, не лучше ли музей упразднить, а коллекции распределить среди маленьких, но профильных – декоративно-прикладного искусства или крестьянского быта. И само здание музея на Красной площади многим горячим умам не давало покоя – музей лишился неповторимого убранства многих залов, символов имперской власти на башнях. В 1917 г. он фактически оказался в эпицентре столкновения большевиков и юнкеров, которые оборонялись в Кремле. Вот прямо здесь, на углу, стояла пушка, из которой били по Никольской башне и воротам. Тогда пострадала кровля, повылетали стёкла. А парой лет позже сотрудники сидели в холодном, неотапливаемом помещении, но всё-таки дело своё делали и коллекции сохранили.

В первые послереволюционные годы князь Николай Сергеевич Щербатов продолжал оставаться директором музея, хотя над ним нависла серьёзная опасность, он уже был арестован ВЧК. Его спасла кухарка, которая взяла князя на поруки. И вскоре после этого к нему приходит шведский банкир Улоф Ашберг – фигура извест­ная, связанная с социал-демократами, близкий товарищ члена ЦИК Леонида Красина. Этот банкир с ходу заявляет, что все артефакты, связанные со скандинавской археологией, он из музея забирает и вывозит в Швецию. На что получил от Щербатова резкую отповедь. Ашберг обещал Щербатову скорую расправу. Но тут появилась резолюция Ленина – Щербатова и музей не тронули.

– Забавный получается узел: у вас в этом году будут выставки, посвящённые и викингам, и Ленину, и Александру III. Не будет тут противоречий?

– Так вся наша история противоречивая. И Александр III, и Владимир Ильич Ленин – часть истории нашей страны. К тому же они связаны между собой ещё и личной историей – старший брат Ленина покушался на Александра III и был казнён. Это стало настоящей трагедией для семьи Ульяновых и во многом определило дальнейшую революционную деятельность Владимира. На выставке «Ленин» мы хотим показать сложный образ революционера, которому пришлось быть и разрушителем, и созидателем. Покажем всё это с помощью в том числе личных вещей Ленина – например, Библии. Да-да, представьте себе! После того как в 1918 г. в Ленина стреляла эсерка Фанни Каплан, кто-то, искренне переживавший за вождя, подарил ему Библию – в надежде, что святая книга поможет спасти его жизнь. Непримиримый борец с религией не расставался с ней до смерти.

– Ленин и Библия – неожиданный поворот.

– Ну, неожиданностей в нашем деле хватает. Взять хотя бы выставку «Викинги». В процессе работы куратор этой выставки Вероника Мурашова, завсектором отдела археологических находок, испытала настоящий шок. У нас хранятся находки из черниговского кургана «Чёрная могила» – это погребение X в., раскопанное в 1872–1873 гг. Солидную часть предметов долгое время не могли идентифицировать – масса спёкшегося металла. Что там? Оружие? Какое? Непонятно. Но наше сотрудничество с Курчатовским институтом помогло ответить на эти вопросы. После исследования на синхротроне удалось установить, что в этой массе скрываются совершенно уникальные вещи. Например, тот предмет, что мы всегда принимали за боевой нож, оказался символом власти. Так называемый «варварский скипетр» – в музеях мира подобных предметов единицы. А на нашем ещё и обнаружили скандинавский орнамент. И всё это будет показано на выставке. Равно как и китайское шёлковое платье из кургана в Гнёздово, что под Смоленском. Тоже, кстати, уникальный предмет – реставрировать его начали в 1983 г., а закончили в 2014 г.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах