С момента крушения океанского судна «Титаник» в Атлантике прошло более 110 лет, но интереса к этой истории у публики не стало меньше. До сих пор исследователи пытаются получить новые ответы на, казалось бы, давно рассмотренные вопросы.
Молодой и ранний
Капитан Стэнли Лорд, наряду с директором-распорядителем «Уайт Стар Лайн» Джозефом Исмеем, был главным лицом судебного процесса по делу о крушении «Титаника», который стартовал 3 июля 1916 года.
С Исмеем все ясно — главу компании подозревали в том, что он оказывал давление на капитана «Титаника» Эдварда Смита, что в конечном счете и привело к столкновению с айсбергом. Но Лорд к новейшему океанскому лайнеру отношения не имел, однако его посчитали чуть ли не главным виновником гибели людей. Так в чем же заключались грехи Стэнли Лорда.
Уроженцу Болтона к моменту событий было 34 года. Обучение морскому делу он начал еще подростком, в первой половине 1890-х годов получив сертификат второго помощника. В 1906 году, работая на компанию «Лейланд Лайн», Лорд впервые стал капитаном корабля. И это было весьма серьезным достижением, потому что в ту пору в Британии капитанами назначали людей преимущественно старше 40 лет.
«Заткнись! Я занят»
В 1911 году Лорд стал капитаном судна «Калифорниэн», которое и принесло ему дурную славу.
В апреле 1912 года он вывел свой корабль в рейс из Лондона в Бостон. Для экипажа данный переход был весьма непростым. Той весной льды опустились значительно южнее их обычных границ, поэтому Лорду требовалось очень внимательно следить за тем, что появлялось по курсу.
Поздно вечером 14 апреля «Калифорниэн», повернув на юг к Большой Ньюфаундлендской банке, попал в ледяное поле. Капитан Лорд не желал рисковать, приняв решение остановиться до утра. Одновременно он отдал приказ оповестить об опасности другие суда, находящиеся поблизости.
Радист «Калифорниэн» Сирил Эванс выполнил приказ, однако «Титаник» сообщение не принял. Радист корабля Джек Филлипс отшил коллегу: «Заткнись! Заткнись! Я занят. Я работаю с мысом Рейс».
Филлипс передавал радиограммы пассажиров «Титаника» и считал это самым важным делом на тот момент.
На «Калифорниэн» радист был один, и в соответствии с распорядком в 23:30 он ушел спать. Отправился отдыхать и капитан Стэнли Лорд, передав вахту своим офицерам.
Огни в ночном небе
Трагедия «Титаника» разыгрывалась в тот момент, когда рация на «Калифорниэн» была отключена, а капитан спал.
Но в течение ночи Лорда несколько раз будили. Вахтенные офицеры видели странные огни судна, а также сигнальные ракеты. Капитан Лорд предположил, что речь идет о корабле, остановившемся среди льдов и просто обозначающем свое местоположение.
В это время на «Титанике» тоже видели огни судна и пытались ракетами подать ему сигнал о помощи. Однако корабль так и не пришел к погибающему лайнеру.
В 4:30 утра Лорд попросил радиста прояснить обстановку, и Сирил Эванс принял сообщение о гибели «Титаника». Капитан приказал идти к месту крушения, но когда «Калифорниэн» прибыл, то обнаружил только обломки и пустые шлюпки. Выживших подобрал пароход «Карпатия».
Согласно первым сведениям, «Калифорниэн» находился ближе других к «Титанику» — в 32 км. «Карпатия», пришедшая на помощь, была в 93 км от места столкновения.
Лорда обвинили в неоказании помощи терпящим бедствие.
Был ли кто-то третий?
К моменту, когда летом 1916 года прошло судебное разбирательство, судно «Калифорниэн» тоже уже находилось на дне — его потопила немецкая подлодка.
Капитан выдвинул версию, согласно которой его экипаж вообще не мог видеть «Титаник», поскольку расстояние было посчитано неверно, и он находился на тот момент за линией горизонта. А ракеты, про которые шла речь, вовсе принадлежали другому судну.
Впоследствии таким кораблем назвали норвежское промысловое судно «Самсон», занимавшееся браконьерством в Атлантике. Разумеется, браконьеры не хотели афишировать себя, потому и отреагировали на сигнальные ракеты тем, что поспешили поскорее удалиться с места событий.
Оппоненты возражают — человек с опытом и квалификацией Лорда должен был отличать сигнальные ракеты от фейерверка, и отреагировать на них, от кого бы они ни исходили.
Литература и кино прибили капитана к «позорному столбу»
Итог разбирательства получился достаточно странным — Лорда вроде бы и не оправдали, но и никак не наказали. За исключением морального осуждения, из-за чего не каждая компания готова была его брать на службу.
Новая волна проблем у капитана случилась уже на склоне лет. В 1955 году его однофамилец Уолтер Лорд написал книгу «Последняя ночь „Титаника“», по которой тремя годами позже был снят фильм, получивший большую популярность.
В версии автора капитан «Калифорниэн» был виновен однозначно, игнорируя явные сигналы бедствия с «Титаника». Стэнли Лорду было уже 80 лет, но он писал письма и встречался с прессой, настаивая на том, что стал жертвой клеветы. Впрочем, к моменту своей смерти в 1962 году он так ничего и не поменял.
Отношение к персоне капитана и сейчас зависит исключительно от того, какая версия событий кажется более достоверной тому или иному человеку. И, кажется, что истины в этом вопросе никогда не будет найдено.